Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Система добровольной сертификации

материалов,
оборудования, технологических

 установок и сооружений, связанных
с использованием, восстановлением и охраной

 природных водных объектов и их водных
ресурсов

 Министерства природных ресурсов Российской
Федерации (Система водохозяйственной сертификации
или СВС МПР)

Пояснительная записка

Система
добровольной водохозяйственной сертификации создана в соответствии с
государственной политикой устойчивого водопользования в Российской Федерации,
Законом РФ “О сертификации продукции и услуг”, положениями Международной организации
по стандартизации (ИСО) по управлению качеством. Система зарегистрирована постановлением
Госстандарта России № 34 от 29.05.98 (свидетельство РОСС RU.0001.03ЭП00) и
введена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР
России) № 165 от 07.07.98. Поясним концептуальные особенности СВС МПР.

“Владение,
пользование и распоряжение … природными ресурсами осуществляется их
собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц”, — указано в статье 36, ч.2
Конституции Российской Федерации. Из законов Российской Федерации “О сертификации
продукции и услуг”, “О государственной безопасности” и “О недрах” следует, что
никаким повышением качества продукции нельзя оправдать нанесение ущерба среде
обитания производством этой продукции. Закон “О защите прав потребителей”,
статья 42, указывает на необходимость контроля за соблюдением требований к
безопасности как самой продукции, так и ее производства. Соответственно, и
положения Закона “О сертификации продукции и услуг” в части “защиты потребителя
от недобросовестности изготовителя” (статья 1) относятся не только к собственно
продукции, но и к ее производству.

Производство,
как любая хозяйственная деятельность человека, экологически потенциально опасно
(ст. 3 Закона РФ “Об экологической экспертизе”). Водохозяйственная деятельность
не является исключением. Можно уверенно утверждать, что вода является наиболее
универсальным и распространенным ресурсом, хотя в хозяйственной системе страны
еще очень слабо учитываются масштабы водопользования, в том числе объемы расходования
природных вод в виде сырья, среды и материалов. Очень часто расход воды намного
превышает объемы использования других ресурсов. Например, на получение 1 т
металлического алюминия расходуется 10 т руды и 1000 т воды, а типичный завод
содовой или азотной подотрасли промышленности расходует воды столько же,
сколько город средних размеров.

Именно
особое положение воды как ресурса, используемого практически при всех видах
хозяйственной деятельности, определяет актуальность “Системы водохозяйственной
сертификации”.

Водный
кодекс России в качестве правовой основы перехода к рациональной
водохозяйственной деятельности предусматривает “государственный контроль за
использованием и охраной водных объектов” путем соблюдения “стандартов,
нормативов и правил использования и охраны водных объектов, … требований
водного законодательства Российской Федерации” (статья 81). Это требование
положено в основу “Системы водохозяйственной сертификации”. “Концепция
устойчивого водопользования” МПР России опирается во многом на такие виды
работ, как мониторинг водных объектов, государственное лицензирование,
разработка региональных стандартов и норм водопользования. Ключевую роль в
реализации концептуальных установок МПР России, в том числе и в осуществлении
указанных видов деятельности, может сыграть водохозяйственная сертификация. При
этом особенно важное значение имеет ее ориентированность на сертификацию не
товаров и услуг, а на сертификацию водохозяйственной деятельности как в ее
отдельных частях, так и в целом, начиная от водозабора и кончая сбросом
отработанных вод в окружающую среду. При такой постановке вопроса важнейшими
объектами сертификации в СВС МПР следует считать само водопользование и системы
качества водопользования. Подобная концептуальная направленность СВС МПР позволяет
оценить ее особое место среди других видов природоохранной деятельности
государства.

“Система
сертификации ГОСТ Р” нацелена на защиту потребителя от недоброкачественных
товаров и услуг. В то же время производство товаров и услуг является результатом
хозяйственной деятельности, сопряженной с нагрузкой на окружающую среду.
Согласно стандарту ИСО 9004-1. “Управление качеством и элементы системы
качества. Часть 1. Руководящие указания”, “любые виды деятельности
(производство, перерабатывающие отрасли промышленности и сфера услуг)
рассматриваются как процессы с вводимыми ресурсами”, в частности, водными.
Большой ущерб водным ресурсам России наносят противоречия между стремлением
хозяйственников максимизировать свои доходы за счет окружающей среды и усилиями
государства по охране этой среды, в том числе и водных ресурсов. Сертификация
водопользования или систем качества водопользования позволит во многом снять
эти противоречия значительно эффективнее, чем другие охранные меры, предусмотренные
Водным кодексом.

Снижение
остроты указанных противоречий будет начинаться с проектирования систем
водопользования и касаться решения всех вопросов водохозяйственной деятельности
как важнейшей части производства. В сущности, речь идет о том, что наряду с классической
петлей качества продукции следует одновременно рассматривать петлю качества
водопользования (см. рис. 1). Только при такой постановке вопроса возможна
реализация государственной политики, направленной на достижение экономического
благополучия в сочетании с экологической безопасностью.

Ниже
приведены руководящие документы СВС МПР. Эти документы по своему построению и
содержанию соответствуют аналогичным документам “Системы сертификации ГОСТ Р”.
В то же время ими регламентируется сертификация объектов водопользования, а не
продукции или товаров, выпускаемых промышленностью. Поэтому вместо сертификации
производства и систем качества продукции, известных в “Системе сертификации
ГОСТ Р”, в рамках СВС МПР сертифицируется водопользование и системы качества
водопользования. В соответствии с этим изменяется и смысл части принятых
терминов. Например, “испытания типа”, известные как “испытания выпускаемых
объектов на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся их
типовыми представителями”, в представленных документах рассматриваются как
“испытания объектов на основе их оценивания в одной или нескольких
водохозяйственных системах как типовых представителях” (Правила проведения
сертификации, приложение 1). Такого рода изменения касаются и других понятий, а
также положений и правил. И хотя работа в этом направлении в определенной
степени закончена, ее продолжение еще потребует значительных усилий
специалистов и ученых МПР России и Госстандарта России.

В настоящее время
Система добровольной водохозяйственной сертификации уже внедряется. Благодаря
этому появилась возможность оценить эффективность ее применения для решения
задачи перехода к устойчивому водопользованию. Например, обнаружилась
повышенная эффективность экспертов СВС МПР по сравнению с инспекторами МПР
России при проведении производственного аудита. По роду своей деятельности
инспекторы занимаются только вопросами техники и технологии. При этом вне поля
зрения остается ряд видов хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на
качество водопользования, а также некоторые виды влияния водопользования на
окружающую среду. Сфера деятельности экспертов СВС МПР значительно шире. Так, в
эту сферу входят не только вопросы техники и технологии, но и вопросы
управления, экономического регулирования, природоохранной политики и
организации водохозяйственной деятельности вплоть до изучения систем качества
водопользования. Поэтому многие водопользователи заинтересованы в проведении
водохозяйственной сертификации, которая дает им возможность, наряду с
получением сертификата соответствия СВС МПР и разрешения на использование Знака
соответствия, мобилизовать резервы для рационализации водохозяйственной
деятельности. В свою очередь это значительно укрепляет положение
водопользователей на рынке и в системах хозяйствования всех уровней.

В
целом, как показывает анализ, водохозяйственная сертификация должна стать
активным средством воплощения в жизнь основных положений государственной
стратегии России в области использования, восстановления и охраны природных
водных объектов и их ресурсов. В частности, полноценная реализация “Концепции
экологической безопасности”, утвержденной Минприроды РФ 24.04.95 г., возможна
именно на базе водохозяйственной сертификации как важного элемента
государственного управления и регулирования водопользования в России. В
перспективе СВС МПР представляется обязательной частью законодательно закрепленной
общей многоуровневой структуры национальной безопасности.

Система
водохозяйственной сертификации создана творческим коллективов ученых и
специалистов МПР России и Госстандарта России: Кардашиной Л.Ф., Розенталем
О.М., Симкаловым А.Н., Михеевым Н.Н., Черняевым А.М.

 








Петля
качества как модель взаимозависимых видов деятельности,

включающих водопользование




Маркетинг
и изучение рынка


 


Проектирование
и разработка
продукции


 


Проектирование
и разработка
режима эксплуатации
водного
объекта


 


Анализ
направлений
и видов
водопользования




 

 




Утилизация
и переработка в конце
полезного срока службы


 


Планирование
и разработка процессов
производства
и водопользования


 


Подготовительные
работы
к осуществлению
водопользования





стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5Перейти на стр.6Перейти на стр.7Перейти на стр.8Перейти на стр.9