Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Зарегистрировано
в Минюсте РФ 10 января 1997 г. N 1229



 



 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

ПРИКАЗ

от 20 декабря 1996 г. N
169

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ

СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

 

(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)

 

В
целях обеспечения единого подхода МАП Российской Федерации и его
территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на
товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" приказываю:
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)

1.
Утвердить Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на
товарных рынках (прилагается).

2.
Направить настоящий Приказ в соответствии с установленным порядком на
регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3.
Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя Министра МАП
России Н.Е. Фонареву. (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)

 

Министр

Л.А.БОЧИН

 

 

 

 

 


Утвержден

Приказом МАП России

от 20.12.96 N 169

 

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И
ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ

СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

 

(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)

 

Настоящий
Порядок разработан в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с целью
применения:

-
"Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства", зарегистрированных Министерством юстиции Российской
Федерации 5 августа 1996 г. N 1143 в части нарушений статей 5, 6, 17, 18 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках";

-
Приказа МАП России от 13.11.95 N 145 "Об утверждении и направлении на
регистрацию Положения о порядке представления антимонопольным органам
ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской
Федерации 24 ноября 1995 г. N 981. (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)

 

1. Общие положения

 

1.1.
Настоящий Порядок используется:

- при
анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных
рынках, выполняемом при подготовке Государственного доклада по конкурентной
политике, Государственной программы демонополизации, отраслевых и региональных
программ демонополизации;

- при
разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки,
программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции;

- в
процессе анализа социально - экономических последствий принятия тех или иных
нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках;

- при
рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Настоящий
Порядок также может быть использован при решении вопросов о предоставлении
хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых и налоговых льгот и в других
случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных
рынках и положения на них хозяйствующих субъектов.

1.2.
При практическом использовании настоящего Порядка необходимо учитывать
региональные и отраслевые особенности конкретных товарных рынков (федеральных,
региональных).

1.3.
В настоящем Порядке используются определенные Законом РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с
изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" понятия товара,
взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, хозяйствующих субъектов,
конкуренции, доминирующего положения, а также следующие понятия:

продуктовые
(товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

географические
(территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели
приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары - заменители) и не
имеют такой возможности за ее пределами;

структура
рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым
относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном
товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок;
открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

барьеры
входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых
хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.

1.4.
Для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно
- аналитическая работа по определению:

-
продуктовых границ товарного рынка;

-
субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей);

-
географических границ товарного рынка;

-
объема товарного ресурса рынка;

-
доли хозяйствующего субъекта на рынке;

-
количественных показателей структуры товарного рынка;

-
качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа);

-
рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

По
результатам проведенного анализа делаются выводы о развитости или неразвитости
конкуренции на товарном рынке, целесообразности и формах воздействия
антимонопольных органов на изменение ситуации.

1.5.
Процедура оценки состояния конкурентной среды осуществляется в указанной выше
последовательности. В каждом конкретном случае она может изменяться. Так, если
товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап,
переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также
пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров, после
прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей,
определенных на предыдущем этапе.

1.6.
Информационная база для определения параметров товарных рынков.

Оценка
состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляется на основе всей
получаемой информации от продавцов, покупателей, конкурентов, в том числе
государственных, общественных, научных организаций, коммерческих и
некоммерческих организаций, экспертов.

В
качестве источников исходной информации о рынках используются:

-
данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность
хозяйствующих субъектов;

-
информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур,
инвестиционных фондов;

-
сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг),
полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов
(Приложение 1);

-
данные выборочных опросов покупателей, характеризующие: покупательские
предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения
географических границ товарного рынка (Приложение 2);

-
данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие
взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;

-
данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии,
структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных
производителей и покупателей продукции.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

 

2.1.
Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения
товара (его потребительских свойств), товаров - заменителей и формирования
товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный
рынок).

2.2.
В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей
<*> (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров,
составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате
сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными
товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей,
дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый
покупатель, покупатель единичного количества товара).

    --------------------------------

<*>
В ситуации, когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства
рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония, как частный
случай), определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение
ее продавца.

 

2.3.
При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к
классификационной группе с использованием действующих классификаторов
продукции, услуг, видов деятельности; товарных словарей, справочников
товароведов, ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных
товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов,
материалов опросов покупателей.

Определение
изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим:
потребительские свойства товара, условия потребления (эксплуатации) товара
покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса; состав
которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара (Приложение
3).

2.4.
Выявление товаров - заменителей, включаемых в определяемую товарную группу,
осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом
необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их
использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их
производства - взаимозаменяемость по производству.

Теоретически
одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является показатель
перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение изменения
объема реализации товара X (в %) к изменению цены товара Y (в %) за
определенный период.

Спрос
на товар X при увеличении цены на товар Y может и возрастать, и убывать в
зависимости от отношения покупателя к совместному использованию того и другого
товара. Таким образом, перекрестная эластичность может быть и положительная, и
отрицательная.

Если
коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары X
и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем
больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует
о незаменяемости товаров. Отрицательная перекрестная эластичность характерна
для взаимодополняющих товаров (например, рост цены бензина должен снижать спрос
на автомобили).

В
условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты
коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к
искаженным результатам.

При
отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента
перекрестной эластичности следует провести самостоятельное наблюдение за
изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала
или года.

На
практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам
оценки взаимозаменяемости товаров - экспертным оценкам, интервью с покупателями
и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на
рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.

Критериями
взаимозаменяемости являются также:

а)
функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается
путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых
заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме
различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же
территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и
продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать
обособленно;

б)
сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается
в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых
характеристик товара и его предполагаемых заменителей (Приложение 4).

В
условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но
только до пределов, определяемых функциональным назначением товарной продукции.

В
процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости.
Например:

а)
товар имеет преимущества перед заменителями в системе распределения (торговля
по каталогам, торговля с обеспечением доставки на дом и т.п.);

б)
товар имеет преимущества перед заменителями в условиях продажи (без нагрузок, с
запчастями и т.п., предоставление скидок с цены, кредитов при оплате и прочих
гарантий покупателям) и эксплуатации (обеспечение послепродажным обслуживанием)
и т.п.

Для
оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо:

-
выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть
использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую
товарную группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в
короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск
рассматриваемой товарной продукции);

-
определить технологические возможности переключения производственных мощностей
на выпуск рассматриваемой товарной группы с производства других товарных групп
(Приложение 5).

 

3. Определение состава продавцов и покупателей

 

3.1.
Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого
определены продуктовые границы.

3.2.
Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного
продавца. Группировку покупателей следует производить по способам приобретения
ими конкретного товара.

3.3.
Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый
из покупателей выделенной группы может приобрести товар у любого из продавцов,
реализующих товар на определенном тов

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5Перейти на стр.6Перейти на стр.7Перейти на стр.8