Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






РЕКОМЕНДАЦИЯ СОВЕТА 75/436/Евратом,
ECSC, ЕЭС

от 3 марта 1975 года

Рекомендации Совета ЕЭС, Евратом и Европейской организации угля и
стали по вопросам охраны окружающей среды




Рекомендации Совета 75/436/Евратом, ECSC[1], ЕЭС

от 3 марта 1975 года

относительно распределения прямых затрат и деятельности

органов власти в области охраны окружающей среды

Совет Европейских Сообществ,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского сообщества
угля и стали,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского Экономического
Сообщества,

Принимая во внимание Договор о создании Европейской комиссии по
атомной энергии,

Принимая во внимание проект
рекомендации, представленной комиссией,

Принимая во внимание мнение Европейского парламента[2],

Принимая во внимание мнение экономического и социального комитета[3],

Учитывая, что в рамках декларации Совета Европейских Сообществ и
решения заседания представителей правительств стран-членов и Совета от 22
ноября 1973 года[4]по программе деятельности Европейских Сообществ в области охраны окружающей
среды был принят принцип "выплат за источники загрязнения";

Учитывая тот факт, что затраты, связанные с защитой окружающей
среды от загрязнения должны распределяться в соответствии с этими принципами в
рамках всего Сообщества во избежание искажений в торговле и конкурентной
борьбе, не совместимых с должным функционированием Общего рынка и с политикой
обеспечения сбалансированности экономического роста, проводимой Сообществом, и
в целях содействия достижению задач, изложенных в программе деятельности Европейских
Сообществ в области охраны окружающей среды;

Учитывая,
что в целях упрощения применения указанного принципа Европейские сообщества и
страны-члены должны определить его более четко, установив процедуры его применения
и сделав исключения на случай возникновения трудностей при его применении и
трудностей, могущих возникнуть в результате взаимодействия с другими методиками
и политикой в области охраны окружающей среды,

Рекомендует в рамках
действия Договора ЕЭС странам-членам при распределении затрат и функций органов
власти в области охраны окружающей среды придерживаться этих принципов и
правил, регулирующихих
применение, содержащихся в документе, прилагаемом к настоящей рекомендации.

Брюссель,

3 марта 1975 г.

От имени Совета

Президент

ДЖ. Китинг




Приложение

Информация, представленная Комиссией
Совету, касающаяся распределения затрат и функций органов власти в области
охраны окружающей среды

Принципы и подробные правила, регулирующие их применение

1.    В рамках декларации Совета
Европейских сообществ и решения заседания представителей правительств
стран-членов и Совета от 22 ноября 1973 года по программе деятельности
Европейских сообществ в области охраны окружающей среды был принят принцип
"выплат за источники загрязнения". Эта программа действий
предусматривает, что Комиссия представит Совету предложение о применении этого
принципа, включая возможные исключения.

Что касается предприятий, являющихся источником загрязнения, то
затраты на устранение загрязнения стимулируют их уменьшать степень загрязнения
и пытаться использовать такие изделия или технологии, которые в меньшей степени
вызывают загрязнение окружающей среды, вследствие чего обеспечивается более
рациональное использование ресурсов окружающей среды. Кроме того, это
удовлетворяет критериям эффективности и беспристрастной практической
деятельности.

Для того, чтобы избежать оказывающих вредное воздействие на
развитие торговли и вложение инвестиций искажений в конкурентной борьбе,
несовместимых с надлежащим функционированием Общего рынка, затраты на защиту
окружающей среды от загрязнения должны распределяться в соответствии с одними и
теми же принципами в рамках всего Сообщества.

2.    Для того, чтобы добиться этого,
Европейские сообщества на уровне Сообщества, а страны-члены на уровне
национального законодательства по защите окружающей среды должны применять
принцип "выплат за источники загрязнения", в соответствии с которым
лица, использующие природные ресурсы, и законодатели, действующие согласно государственному
или частному закону, ответственные за загрязнение, должны оплачивать все
мероприятия, необходимые для устранения загрязнения или уменьшения его до такой
степени, чтобы оно отвечало требованиям стандартов или эквивалентных
документов,которые обеспечивали
бы соблюдение критериев качества; в случае отсутствия таких критериев
допустимая степень загрязнения должна соответствовать стандартам или
эквивалентным документам, установленным органами власти[5].

Таким образом, принцип защиты окружающей среды не должен зависеть
от политики в области субсидий, а бремя ответственности за устранение
загрязнений не должно ложиться на Сообщество.

3.    Лицо, загрязняющее окружающую среду,
- это тот, кто непосредственно или косвенным образом наносит вред окружающей
среде или создает такие условия, которые могут привести к ее загрязнению[6].

В том случае, если выявить лицо, загрязняющее окружающую среду,
невозможно или слишком трудно, т.е. оно является неким условным лицом, в
частности в тех случаях, когда загрязнение окружающей среды вызываетсянесколькими причинами, действовавшими в
одно и то же время ("совокупноезагрязнение")[7],
или несколькими возникающими друг за другом причинами ("цепь
загрязнения")[8],
то выплата на устранение загрязнения должна взыскиваться в каждом пункте цепи
загрязнения или в пункте, где произошло совокупное загрязнение, посредством
законодательных или административных мер, что является наилучшим решением, как
с административной, так и с экономической точек зрения; в результате
осуществляется наиболее эффективное оздоровление окружающей среды.

Таким образом, в случае цепей загрязнений затраты могли бы
оплачиваться в том пункте, в котором число нарушителей наименьшее и провести
контроль наиболее просто, или в том пункте, где внесен наибольший вклад в
оздоровление окружающей среды, и где отсутствуют искажения в конкурентной
борьбе.

4.    В соответствии с принципом
"выплаты за источники загрязнения" стандарты и штрафы, или в том
случае, когда это возможно, их сочетание, являются важнейшим инструментом в
деятельности органов власти по предотвращению загрязнения окружающей среды.

а).   Типы стандартов могут
быть следующими:

(i).   "Стандарты на
качество окружающей среды", в которых на законодательной основе определены
уровни загрязнения или негативных раздражителей, которые не должны превышаться
на данном участке окружающей среды;

(ii).  "Стандарты на
продукцию" (термин "продукция" используется в данном случае в
самом широком смысле), в которых:

—    устанавливаются уровни
содержания загрязняющих веществ или негативных раздражителей, которые не должны
превышаться в составе продукции или в отходах, образующихся в результате ее
использования,

или

—    указываются свойства или
характеристики конструкции изделия,

или

—    определяется метод
использованияпродукции.

В случае необходимости в стандарты на продукцию включаются
технические условия на испытание, упаковку, маркировку и этикетирование
продукции;

(iii).Стандарты на
стационарные установки, которые иногда называют "стандарты на технические
процессы", например:

а).   "Стандарты на нормы
выброса", в которых устанавливаются уровни содержания загрязняющих веществ
или негативных раздражителей, которые не должны превышаться в выбросах
стационарных установок;

b).   "Стандарты на конструкцию
установок", в которых устанавливаются требования, которым должна отвечать
конструкция стационарных установок, чтобы они не оказывали вредного воздействия
на окружающую среду;

c)    "Эксплуатационные
стандарты", в которых устанавливаются требования[9],
которые необходимо соблюдать при эксплуатации стационарных установок, чтобы они
не оказывали вредного воздействия на окружающую среду.

b).   Цель выплат заключается в том, чтобы
стимулировать лиц, загрязняющих окружающую среду, предпринимать необходимые
меры для уменьшения степени загрязнения с тем, чтобы стоимость его устранения
была как можно меньше (стимулирующий фактор) или для его затрат была бы, по
возможности, меньше в случае принятия коллективных мер, например, затраты на
очистку (перераспределительная функция). Выплаты должны соответствовать степени
загрязнения и осуществляться на основании соответствующей административной
процедуры.

Суммы выплат должны быть такими, чтобы они выполняли свою
стимулирующую функцию.

Что касается перераспределительной функции, то суммы выплат должны
устанавливаться в соответствии с упомянутыми выше мерами по устранению
загрязнения с тем, чтобы для данного региона и/или показателя качества общая
сумма выплат равнялась расходам Сообщества на устранение загрязнения.

Доходы от выплат могут использоваться для финансирования, либо
мероприятий, предпринимаемых органами власти, либо для оказания помощи при
финансировании работ, проводимых руководителями отдельного предприятия,
оказавшего вредное воздействие на окружающую среду, при условии, что они по
специальному запросу органов власти окажут конкретную услугу Сообществу,
уменьшив уровень загрязнения до величины, ниже той, которая установлена
органами власти. В этом случае финансовая помощь должна быть ограничена суммой,
необходимой для компенсации затрат руководства предприятия-загрязнителя на
выполнение работ, заказанных Сообществом.

В соответствии со статьей 92 et seg. Договора ЕЭС доходы от выплат
могут также использоваться для финансирования работ по установке отдельным
предприятиям-загрязнителем оборудования по защите окружающей среды в целях
резкого снижения существующего уровня загрязнения. В этом случае меры по
финансированию должны включаться компетентными органами в официальную программу
финансирования, рассчитанную на несколько лет.

В тех случаях, когда доходы превышают общие расходы органов власти,
то в соответствии с предыдущими параграфами желательно, чтобы этот остаток
использовался каждым правительством для осуществления своейнациональной политики в области охраны
окружающей среды; однако этот остаток может использоваться для оказания помощи
только при условии соблюдения пунктов 6 и 7, приведенных ниже.

По мере возможности Сообщество должно пытаться стандартизировать
методы расчета суммы выплат, используемые странами-членами.

с).   Для того, чтобы избежать
искажений в конкурентной борьбе, оказывающих вредное воздействие на развитие
торговли и вложение инвестиций в Сообщество, необходимо как можно более тесно
гармонизовать на уровне Сообщества различные документы, применяемые в
аналогичных случаях.

До тех пор, пока этого не случилось, вопрос о сумме выплат на
устранение загрязнения не сможет быть в полной степени решен на уровне
Сообщества. В связи с этим данная информация Сообщества представляет собой лишь
первый шаг в деле внедрения в жизнь принципа "выплат за источники
загрязнения". Этот первый этап должен быть, по возможности, быстрее доведен
до конца путем гармонизации в рамках Сообщества документов по внедрению
указанного принципа, применяемых в аналогичных случаях, как это указано в
третьем абзаце пункта 8 настоящего документа.

5.    В зависимости от
используемых документов, но без ущерба для национального или международного
законодательства и/или инструкций, действующих в рамках Сообщества,
предприятия-загрязнители будут обязаны:

а).   нести расходы по
осуществлению мероприятий, обеспечивающих защиту окружающей среды (инвестиции в
установки и оборудование, защищающие окружающую среду, внедрение новых
технологий, расходы на эксплуатацию установок, предотвращающих загрязнение
окружающей среды, и т.д.), даже в тех случаях, когда в результате этих
мероприятий уровни загрязнения становятся ниже установленных органами власти;

b).   производить выплаты.

В сумму выплат предприятия-загрязнителя (в соответствии с принципом
"выплат за источники загрязнения") должны входить все расходы,
необходимые для того, чтобы был достигнут соответствующий показатель качества
окружающей среды, включая административные расходы, непосредственно связанные с
осуществлением мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Однако расходы на конструирование, приобретение и эксплуатацию
установок по контролю и наблюдению за уровнем загрязнения могут нести сами
органы власти.

6.    В некоторых случаях может стать
обоснованным отступление от принципа "выплат за источник
загрязнения":

а).   в тех случаях, когда немедленное
применение очень жестких стандартов или наложение значительных сумм выплат
может привести к серьезному нарушению экономического равновесия; быстрое
включение расходов на борьбу с загрязнением в издержки производства может
привести к увеличению расходов, связанных с осуществлением общегосударственных
мероприятий. В связи с этим может возникнуть необходимость:

—    некоторым
предприятиям-загрязнителям дать время на адаптацию их продукции или технологий
производства к новым стандартам;

—    и/или оказывать помощь в
течение определенного периода времени, используя, по возможности, низкие
налоги.

В любом случае такие меры могут применяться только по отношению к
действующим предприятиям[10] и к уже
существующей продукции.


стр.1Перейти на стр.2