Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Директива СОВЕТА 89/104/ЕЭС

Относительно сближения законодательств
стран-членов,
регулирующих применение товарных знаков








Директива Совета 89/104/ЕЭС

от 21 декабря 1988 г.

относительно сближения
законодательств стран-членов, регулирующих применение товарных знаков

Совет Европейских сообществ, учитывая положения договора о создании
Европейского экономического сообщества, в частности, Статью 100A, учитывая
предложение Комиссии[1],
в сотрудничестве с  Европейским
парламентом[2],

учитывая мнение Комитета по экономическим и социальным во­просам[3],

принимая во внимание, что законодательства, применяющиеся в
настоящее время в государствах-членах и касающиеся товарных зна­ков, содержат
разногласия, которые могут препятствовать свободному товарообмену, а также
свободному предоставлению услуг, нарушая тем самым условия конкуренции в рамках
общего рынка, в связи с чем становится неотложной задача сближения
законодательств государств-членов о целью организации нормальной деятельности
внутреннего рынка;

принимая во внимание преимущества использования товарного знака
Европейского экономического сообщества предприятиями, выра­зившими
соответствующее пожелание,

принимая во внимание, что в настоящее время нецелесообразно
настаивать на абсолютном сближении законодательств государств-членов,
регулирующих применение товарных знаков и что достаточно ограничиться
сближением национальных правовых положений, непосред­ственно касающихся функционирования
внутреннего рынка;

принимая во внимание, что настоящая Директива не лишает
государства-члены права охранять используемые традиционно товар­ные знаки, а
только регулирует их отношения со знаками, приобре­тенными путем регистрации;

принимая во внимание, что государства-члены сохраняют полную
свободу установления процессуальных норм в отношении регистрации, лишения права
использования или констатации недействительности то­варных знаков,
приобретенных путем регистрации; что государствам-членам принадлежит, например,
право определения формы процедур регистрации и аннулирования, решения вопроса о
том, следует ли ссылаться на ранее приобретенные (предшествующие) права в ходе
процедуры регистрации или аннулирования либо в обоих случаях или же в том случае,
когда в ходе процедуры регистрации ссылаются на предшествующие права;
государства-члены предусматривают процедуру противопоставления или официальную
экспертизу или же проведение обоих мероприятий; государства-члены сохраняют
функцию определения последствий лишения права пользования или констатации
недействи­тельности товарных знаков;

принимая во внимание, что настоящая Директива не исключает
применения по отношению к товарным знакам других правовых положений
государств-членов, помимо непосредственно касающихся товарных знаков, в том
числе законоположений о недобросовестной конкуренции, о гражданской
ответственности или о защите потребителей;

принимая во внимание, что выполнение целей, поставленных
необходимостью сближения законодательств, предполагает, что приобретение и
сохранение права на использование зарегистрированного знака подчиняется в
принципе во всех государствах-членах одинаковым условиям; что в этой связи
следует разработать примерный перечень составных признаков товарного знака,
призванных отличать продукцию или услуги определенного предприятия от других
предприятий; что мотивы отказа или объявления недействительным самого знака,
например, в связи с отсутствием отличительного признака, или причины конфликтов
по поводу использования знака и наличия предшествующих прав должны быть
изложены с исчерпывающей полнотой, даже если некоторые мотивировки носят
необязательный характер для тех стран-членов, которые могут по своему
усмотрению вводить их в национальное законодательство; что государства-члены
могут вводить в свое законодательство обоснования для отказа или объявления
недействительности знака в зависимости от условий приобретения или сохранения
права на товарный знак, в отношении которых не имеется распоряжений о сближении
и которые относятся, например, к компетенции владельца торгового знака, к
восстановлению знака, к режиму взимания пошлины или к несоблюдению процедурных
правил;

принимая во внимание, что для сокращения общего числа
зарегистрированных и защищаемых Европейским экономическим сообществом товарных
знаков и исходя из необходимости урегулирования возникающих конфликтов,
необходимо требовать, чтобы зарегистрированные товарные знаки эффективно
использовались под угрозой утраты права пользования; что необходимо
предусмотреть, что объявление недействительности знака не может иметь место в
связи с наличием предшествующего неиспользованного знака, причем за
государствами-членами остается право применять тот же принцип в отношении
регистрации товарного знака или предусмотреть, что товарный знак не может
использоваться в качестве убедительной ссылки при решении вопроса о подделке,
если установлено методом исключения, что владелец товарного знака мог бы быть
лишен своих прав; что во всех этих случаях государства-члены самостоятельно
определяют соответствующие процедурные правила;

принимая во внимание, что для поощрения свободного товарообмена и
свободного предоставления услуг крайне важно, чтобы зарегистрированные товарные
знаки были одинаково защищены законодательствами всех государств-членов; что
это, однако, не лишает государств-членов возможности обеспечивать более широкую
защиту торговым знакам, приобретшим определенную известность;

принимая во внимание, что защита, обусловленная зарегистрированным
товарным знаком, имеющая целью именно гарантию исходной функции знака, носит
абсолютный характер в случае идентичности указанного знака и свободного
торгового знака и продукции или услуг;

что защита имеет также значение в случае подобия между указанным
товарным знаком и свободным товарным знаком и между продукцией или услугами;
что необходимо рассмотреть понятие подобия во избежание риска смешения; что
риск смешения, оценка которого зависит от многих факторов, а именно от
известности данного торгового знака на рынке, от ассоциаций, которые могут возникнуть
в связи с используемым или зарегистрированным свободным торговым знаком, от
степени сходства между ними и между обозначенными ими продукцией или услугами,
является специфическим условием защиты; что средства, с помощью которых может
быть обнаружен риск смешения, а в частности, бремя доказывания лежит на
национальных правилах процедуры, которым настоящая Директива не наносит ущерба;

принимая во внимание, что по причинам юридической безопасности
важно, не нанося ущерба интересам владельца предшествующего товарного знака,
предусмотреть, чтобы указанный владелец не мог потребовать объявления
недействительности или воспрепятствовать применению знака, последующего по
отношению к его знаку, которым долгое время пользовались, если только
последующий знак не был признан недобросовестным;

принимая во внимание, что все государства-члены Сообщества
подписали Парижскую конвенцию по защите промышленной собственности;

что необходимо, чтобы положения настоящей Директивы полностью
соответствовали положениям Парижской конвенции; что обязательства
государств-членов, обусловленные этой конвенцией, не меняются под действием
настоящей Директивы; что в случае необходимости применяется Статья 234, 2-й
абзац договора,

принял настоящую Директиву

Статья 1

Область применения

Настоящая Директива применяется по отношению к товарным знакам на
продукцию или индивидуальные и коллективные услуги, к знакам гарантии или
сертификации, которые являются объектом регистрации или заявки на регистрацию в
государстве-члене или при Бюро торговых знаков Бенилюкс или которые явились
объектом международной регистрации, распространяющейся на данное
государство-член.

Статья 2

Знаки, которые могут служить товарным знаком

В качестве товарного знака могут быть использованы любые знаки,
которые можно представить графически, в том числе слова, включая личные имена и
фамилии, рисунки, буквы, цифры, форма изделия или ее упаковки, при условии, что
такие знаки способны выделить продукцию или услуги данного предприятия из числа
им подобных, предложенных другими предприятиями.

Статья 3

Мотивировка отказа или недействительности

1.  Не
регистрируются или могут быть объявлены недействительными после регистрации:

а)  знаки, которые не могут
служить товарным знаком;

б)товарные знаки, которые не
имеют отличительного характера;

в)  товарные знаки, которые
состоят исключительно из знаков или показателей, могущих служить в торговле для
обозначения вида, качества, количества, назначения, ценности, географического
происхождения или времени изготовления продукции или предоставления услуги или
других характеристик последних;

г)  товарные знаки, состоящие
исключительно из знаков или показателей, ставших привычными в обиходном языке
или вошедших в узаконенную и постоянную практику торговли;

д)знаки, образуемые
исключительно:

—формой, обусловленной самой
природой изделия,

—формой изделия, необходимой
для получения соответствующего технического результата,

—формой, которая является
существенным элементом изделия;

е)  товарные знаки, которые
противоречат публичному порядку или нормам морали;

ж)товарные знаки, которые
могут ввести в заблуждение потребителей, например, по поводу географического
происхождения, качества или характера изделия или услуги;

з)  товарные знаки, которые
при отсутствии разрешения компетентных властей могут быть отвергнуты или
аннулированы в соответствии со Статьей 6 - три Парижской конвенции о защите
промышленной собственности, именуемой ниже "Парижская конвенция".

2.  Каждое
государство-член может предусмотреть возможность отказа в регистрации товарного
знака или, если таковой зарегистрирован, объявления его аннулированным при
следующих условиях:

а)  применение указанного
товарного знака может быть запрещено в соответствии с другим законодательством
данного государства-члена или Сообщества помимо законодательства, имеющего силу
в отношении товарных знаков;

б)товарный знак включает
элемент, имеющий особое символическое значение, в частности, религиозного
характера;

в)  товарный знак включает
значки и эмблемы помимо указанных в Статье 6 - три Парижской конвенции, представляющие
общественный интерес, если только их регистрация не была разрешена компетентным
органом согласно законодательству данного государства-члена;

г)  заявка на регистрацию
товарного знака была оформлена недобросовестно.

3.  Товарный
знак не отвергается при регистрации или, если он был зарегистрирован, не
объявляется недействительным во исполнение параграфа1I, пункты б), в) или г),
если перед подачей заявки на регистрацию и после ее рассмотрения знак приобрел
отличительный характер. Кроме того, государства-члены могут предусмотреть
применение настоящего положения и в том случае, когда отличительный характер
был приобретен знаком после подачи заявки на регистрацию или после регистрации.

4.  Государство-член
может предусмотреть, чтобы в отступление от параграфов 1, 2 и 3 мотивировка
отказа или объявления недействительности, которая выдвигалась в данном
государстве до даты введения в силу распоряжений, необходимых для соблюдения
соответствия настоящей Директиве, применялась по отношению к тем товарным
знакам, заявка на которые поступила ранее указанной даты

Статья 4.

Дополнительная мотивировка отказа или признания недействительности
при решении конфликтов по поводу предшествующих прав

1.  Товарный
знак не регистрируется или признается недействительным по следующим причинам:

а)  если он идентичен
предшествующему знаку, и продукция или услуги, для которых зарегистрирован или
заявлен товарный знак, идентичны продукции или услугам, защищенным знаком,
зарегистрированным ранее данного;

б)если в силу идентичности
или сходства с предшествующим знаком или в силу идентичности или сходства
продукции или услуг, обозначенных обоими товарными знаками, возможен риск
смешения понятий в представлении потребителей, что влечет за собой риск
ассоциировать новый знак с использованным ранее.

2.  В
рамках параграфа 1 понятию "предшествующий товарный знак" предпослан
следующий смысл:

а)  товарные знаки, для
которых дата подачи предшествует дате заявки на новый товарный знак с учетом
при необходимости права приоритета, на которое ссылаются в поддержку упомянутых
знаков; данные товарные знаки принадлежат к следующим категориям:

i)   товарные знаки сообществ,

ii)  товарные знаки,
зарегистрированные в определенном государстве-члене или в Бюро товарных знаков
Бенилюкс, если речь идет о таких государствах, как Бельгия, Люксембург и
Нидерланды,

iii)товарные знаки, которые
были зарегистрированы на международном уровне и имеют силу в данном
государстве-члене;

б)товарные знаки сообщества,
имеющие более ранний срок регистрации в соответствии с регламентом, действующим
в отношении товарного знака сообщества, по сравнению со знаком, указанным в
пунктах а), подпункт ii  и а), подпункт
iii, даже если последний знак является объектом отказа от прав или вышел из
употребления;

в)  заявки на товарные знаки,
указанные в пунктах а) и б), при условии их регистрации;

г)  товарные знаки, которые в
момент подачи заявки на их использование или в некоторых случаях в период
установления первоочередности, на которую ссылаются при подаче заявки,
пользуются широкой известностью в государстве-члене в том смысле, который имеет
Статья 6 бис Парижской конвенции.

3.  Товарный
знак не может быть зарегистрирован или, если он зарегистрирован, может быть
признан недействительным в том случае, если 'он идентичен или подобен
предшествующему в понятиях параграфа 2 товарному знаку сообщества, и если он
предназначен для регистрации или был зарегистрирован для продукции или услуг,
которые не сходны с теми, для которых зарегистрирован предшествующий товарный
знак сообщества, который пользуется авторитетом в Сообществе, и необоснованное
использование последующего товарного знака обусловит неправомерное извлечение
выгоды из отличительного характера или авторитета предшествующего товарного
знака Сообщества или

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3