Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное










goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Директива Совета93/43 ЕЭС

 от 14 июня 1993 г.

О гигиене продуктов питания

 

COMMISSION DIRECTIVE 96/3/EC of 26 January 1996
granting a derogation from certain provisions of
Council Directive 93/43/EEC on the hygiene of foodstuffs as regards the
transport of bulk liquid oils and fats by sea (Text with EEA relevance)


COMMISSION DIRECTIVE 98/28/EC of 29 April 1998
granting a derogation from certain provisions of Directive 93/43/EEC on the
hygiene of foodstuffs as regards the transport by
sea of bulk raw sugar

Совет Европейского Сообщества,

Учитывая Договор о создании Европейского Экономического Сообщества
и, в частности, Статью 100а,

Учитывая предложение Комиссии,

При сотрудничестве Европейского Парламента[1],

Учитывая мнение Экономического и Социального Комитета[2],

Учитывая, что свободное обращение продуктов питания является важным
предварительным условием завершения создания внутреннего рынка; учитывая, что
этот принцип обеспечивает доверие к стандарту на безопасность продуктов питания
при их потреблении в условиях свободного обращения и, в частности, к стандарту
на гигиенические требования на всех этапах подготовки, обработки, производства,
упаковывания, хранения, транспортировки, доставки, погрузочно-разгрузочных
работ, реализации или поставки потребителю,

Учитывая, что защита здоровья людей имеет первостепенное значение;

Учитывая, что по защите здоровья людей уже принималась Директива
Совета 89/397 ЕЭС от 14 июня 1989 г. по официальной проверке продуктов питания[3]
и более определенным правилам в этой области; учитывая, что главной целью таких
проверок является гигиена питания; учитывая, что областью распространения
Директивы 89/397 ЕЭС является контроль, отбор проб и проведение анализа и что
она должна быть дополнена положениями, устанавливающими повышение уровня
гигиены продуктов питания и обеспечивающими повышение требования к продуктам
питания в условиях свободного обращения;

Учитывая, что общие правила гигиены продуктов питания, которые
должны соблюдаться при подготовке, обработке, производстве, упаковывании,
хранении, транспортировке, доставке, погрузочно-разгрузочных работах,
реализации и поставке потребителю должны быть гармонизированы в целях защиты
здоровья людей;

Учитывая признание необходимости проведения анализа продуктов
питания на безопасность, оценки риска и других методов контроля в целях
идентификации, проверки и контроля критических точек;

Учитывая, что микробиологические критерии и критерии контроля
температуры могут быть приняты для отдельных групп продуктов питания; учитывая,
что в случае принятия они должны соответствовать научным общепринятым
принципам;

Учитывая желание Государств-Членов участвовать в подготовке
руководств по установившейся практике гигиены, на которые предприятия по
производству продуктов питания могут ссылаться, руководствуясь, если
необходимо, Рекомендованным Международным Кодексом Практики, Общими Принципами
Кодекс Алиментариус по Гигиене Продуктов Питания[4];

Учитывая, что Комиссия с помощью Государств-Членов и других
заинтересованных сторон должна содействовать подготовке руководств по
установившейся практике гигиены, на которые предприятия по производству
продуктов питания могут при необходимости ссылаться во всех Государствах-Членах
Сообщества;

Учитывая, однако, что предприятие по производству продуктов питания
несет ответственность за гигиенические условия на своем предприятии; учитывая,
что в связи с этим настоящая Директива не устанавливает требований к соблюдению
положений руководств по установившейся практике гигиены, которые не имеют юридической
силы;

Учитывая, что для выполнения общих правил по гигиене продуктов
питания и руководств по установившейся практике гигиены необходимо
рекомендовать применение серии стандартов ЕН 29000;

Учитывая необходимость контроля соблюдения общих правил по гигиене
продуктов питания в соответствии с положениями Директивы 89/397/ЕЭС
компетентными органами Государств-Членов в целях защиты здоровья потребителя от
пищевых продуктов, неприемлемых для потребления или представляющих
потенциальную опасность для здоровья людей;

Учитывая, что предприятия по производству продуктов питания должны
гарантировать поставку на рынок только безопасных продуктов питания и что
компетентные органы должны иметь соответствующие полномочия для защиты здоровья
людей; учитывая, также необходимость гарантии законных прав предприятий по
производству продуктов питания;

Учитывая необходимость представления данных в Комиссию о
компетентных органах в Государствах-Членах, ответственных за официальный
контроль гигиены питания,

ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

1. Настоящая Директива устанавливает общие правила гигиены для
продуктов питания и процедуры проверки соответствия этим правилам.

2. Действие настоящей Директивы распространяется без ущерба для
положений, принятых в контексте более определенных правил Сообщества по гигиене
питания. В течение трех лет после принятия настоящей Директивы Комиссия
рассмотрит связь между определенными правилами Сообщества по гигиене питания и
положениями настоящей Директивы и, если необходимо, представит соответствующие
предложения.

Статья 2

В целях настоящей Директивы:

- под термином “гигиена питания”, именуемым в дальнейшем “гигиена”
следует понимать все меры, принимаемые для обеспечения безопасности и
полезности продуктов питания. Принимаемые меры распространяются на все этапы
после первичного производства (включая последнее, например, уборка урожая, убой
скота, птицы и доение) в процессе подготовки, обработки, производства,
упаковывания, хранения, транспортировки, доставки, погрузочно-разгрузочных
работ и реализации или поставки потребителю,

- под термином “предприятие по производству продуктов питания”
имеется ввиду любое коммерческое, некоммерческое, государственное или   частное  
предприятие,   область   деятельности   которого включает какие-либо или все работы по подготовке,
обработке, производству, упаковыванию, хранению, транспортировке, доставке,
погрузке и разгрузке или реализации или поставке продуктов питания,

- под термином “полезный продукт питания” имеется ввиду продукт
питания, приемлемый для потребления с точки зрения соответствия гигиеническим
требованиям.

Статья 3

1. Подготовка, обработка, производство, упаковывание, хранение,
транспортировка, доставка, погрузочно-разгрузочные работы и реализация или
поставка продуктов питания производятся с соблюдением гигиенических требований.

2. Предприятия по производству продуктов питания определяют каждый
этап работ, являющийся критическим для обеспечения безопасности продуктов
питания и гарантируют идентификацию, выполнение, соблюдение и анализ
соответствующих процедур безопасности на основе нижеприведенных принципов,
использованных для разработки системы ХАССП (Анализ риска и критические
контрольные точки):

- анализ потенциальных рисков, связанных с безопасностью продуктов
питания на предприятии по их производству,

- идентификация точек, в которых могут возникнуть риски, связанные
с безопасностью продуктов питания,

- принятие решения по идентификации точек, являющихся критическими
для безопасности продуктов питания – “критические точки”,

- идентификация и проведение эффективных процедур проверки и
регулирования в критических точках, и

- периодическое рассмотрение результатов анализа рисков, связанных
с безопасностью продуктов питания, критических контрольных точек и процедур
проверки и регулирования, а также при изменениях процессов производства
продуктов питания.

3. Предприятия по производству продуктов питания должны
соответствовать гигиеническим требованиям, указанным в Приложении.

В соответствии с процедурой, установленной в Статье 14, допускаются
отступления от отдельных положений Статьи 14.

Статья 4

Без ущерба для более определенных правил Сообщества
микробиологические критерии и критерии контроля температуры могут быть приняты
для отдельных групп продуктов питания в соответствии с процедурой, установленной
в Статье 14, и после консультаций с Научным Комитетом по пищевой продукции,
созданным во исполнение решения 74/234/ЕЭС[5].

Статья 5

1. Государства-Члены заинтересованы в подготовке руководств по
установившейся практике гигиены, которые могут добровольно применяться
предприятиями по производству продуктов питания в целях обеспечения
соответствия положениям Статьи 3.

2. Подготовка руководств по установившейся практике гигиены,
указанных в параграфе 1, будет осуществляться:

- секторами пищевой промышленности и представителями других
заинтересованных сторон и групп потребителей,

- при консультации с заинтересованными органами, включая
компетентные органы,

- если необходимо, с учетом Рекомендованного Международного Кодекса
Практики, Общих Принципов Кодекс Алиментариус по Гигиене Продуктов Питания.

3. Руководства, указанные в параграфах 1 и 2, могут разрабатываться
под эгидой национальных институтов стандартов, указанных в перечне 2 Приложения
к Директиве Совета 83/189/ЕЭС от 28 марта 1983 г., устанавливающей процедуру
представления информации в области технических стандартов и регламентов[6].

4. Государства-Члены должны оценить руководства по установившейся
практике гигиены, указанные в параграфах 1 и 2, с целью определения степени их
соответствия положениям Статьи 3.

5. Государства-Члены 
направят руководства по установившейся практике гигиены в Комиссию,
которые по их мнению отвечают положениям Статьи 3. Комиссия представит
руководства Государствам-Членам для применения.

6. Если один или более Государств-Членов или Комиссия считают
необходимым в целях гармонизации разработать руководства по установившейся
практике гигиены на европейской основе (именуемые в дальнейшем “Европейскими
руководствами по установившейся практике гигиены”), Комиссия проведет
консультации с Государствами-Членами в рамках Постоянного Комитета по Продуктам
Питания в соответствии с положениями Статьи 14. Подобные консультации
предусматривают рассмотрение применения таких добровольных руководств в
соответствующих или заинтересованных секторах и необходимость их применения. В
ходе консультаций предполагается:

- определить область применения, тему и сроки для разработки
добровольных руководств с учетом времени, необходимого для консультаций с
заинтересованными сторонами и

- представить добровольные руководства для разработки и/или оценки
под эгидой определенного Европейского института стандартов.

7. При разработке Европейских руководств по установившейся практике
гигиены, указанных в параграфе 6, будут предприняты все меры, обеспечивающие:

- разработку руководств представителями секторов пищевой
промышленности и других заинтересованных сторон, например, компетентных органов
и групп потребителей,

- соответствие содержания руководств положениям Статьи 3 и, если
необходимо, с учетом Рекомендованного Международного Кодекса Практики, Общих
Принципов Кодекса Алиментариус по Гигиене Продуктов Питания,

- практическое выполнение положений руководств секторами пищевой
промышленности, для которых они предназначены в рамках Сообщества,

- разработку руководств по установившейся практике в соответствии с
параграфами 1-3,

- проведение консультаций со всеми заинтересованными сторонами,
включая Государства-Члены, и принятие во внимание их замечаний по руководствам.

8. Наименования и информация по Европейским руководствам по
установившейся практике, разработанным в соответствии с положениями параграфов
6 и 7, публикуются в серии С Официального Журнала Европейского Сообщества.
Государства-Члены обязуются проинформировать соответствующие секторы пищевой
промышленности и органы на своих территориях об опубликованных руководствах.

Статья 6

Государства-Члены обязуются, если считают целесообразным,
рекомендовать предприятиям по производству продуктов питания применение  Европейских 
Стандартов  серии 29000  в целях выполнения общих правил по гигиене и
руководств по установившейся практике гигиены.

Статья 7

1. В соответствии с положениями Договора Государства-Члены могут
устанавливать, изменять или вводить более определенные положения по
гигиеническим требованиям на национальном уровне по сравнению с положениями
настоящей Директивы при условии, что требования этих положений:

- не являются менее строгими по сравнению с требованиями,
установленными в Приложении,

- не создают ограничений, препятствий или барьеров в торговле
продуктами питания, изготовленными в соответствии с настоящей Директивой.

2. До установления подробных положений в соответствии со Статьей 4
Государства-Члены в соответствии с положениями Договора могут устанавливать,
изменять или вводить соответствующие требования на национальном уровне.

3. Если Государство-Член считает необходимым в случаях,
предусмотренных параграфами 1 и 2, принять новое законодательство или изменить
существующее, оно должно проинформировать Комиссию и другие Государства-Члены о
предполагаемых мерах и представить соответствующее обоснование. Комиссия
проведет консультации с Государствами-Членами в рамках Постоянного Комитета по
Продуктам Питания, созданного во исполнение решения 69/414/ЕЭС[7],
если она считает, что такие консультации будут полезными или если такая просьба
поступила от какого-либо Государства-Члена.

Государство-член может принять предусмотренные меры только через
три месяца после представления соответствующей информации в Комиссию и при
условии, что Комиссия приняла положительное решение по предполагаемым мерам.

В пследнем случае Комиссия до истечения периода, указанного во
втором подпараграфе, предпримет меры, предусмотренные Статьей 14, с целью
определения возможности выполнения предусмотренных мер с учетом, если
необходимо, включен

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3