![]() |
| ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ДИРЕКТИВАСОВЕТА 89/686/ЕЭС О средствах индивидуальной защиты ДирективаСовета89/686/ЕЭС от 21 декабря 1989 г. относительно сближения законодательств стран-членов, касающихся средств индивидуальной защиты COUNCIL DIRECTIVE 93/68/EEC of 22 July 1993 ДИРЕКТИВА СОВЕТА 93/95/ЕЭС DIRECTIVE 96/58/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL Совет Европейских сообществ, опираясь на договор о создании Европейского экономического сообщества, в частности, на статью 100A, опираясь на предложение Комиссии[1], в сотрудничестве с Европарламентом[2], опираясь на мнение Комитета по экономической и социальной политике[3], принимая во внимание необходимость определения мер, направленных на формирование единого внутреннего рынка к 31 декабря 1992 г.; принимая во внимание, что внутренний рынок включает пространство, не имеющее внутренних границ, в котором обеспечивается свободное обращение товаров, передвижение граждан, оказание услуг и обращение капиталов; учитывая, что страны-члены приняли в течение ряда лет постановления, касающиеся средств индивидуальной защиты, руководствуясь при этом интересами охраны здоровья, безопасности труда и защитой потребителей; учитывая, что постановления, принимаемые на национальном уровне, содержат во многих случаях подробное изложение требований к разработке, изготовлению, уровню качества, испытаниям и сертификации средств индивидуальной защиты с целью предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний; учитывая, в частности, что постановления, принимаемые на национальном уровне в отношении охраны труда, вменяют в обязанность применение средств индивидуальной защиты; что многочисленные предписания обязывают нанимателя снабжать персонал соответствующими средствами индивидуальной защиты при отсутствии или недостаточно эффективном характере первостепенных по значению мер коллективной защиты; учитывая, что постановления, принимаемые на национальном уровне в отношении средств индивидуальной зашиты, имеют существенные различия в странах-членах, что тем самым создаются барьеры в торговле, препятствующие созданию и деятельности общего внутреннего рынка ЕЭС; учитывая, что постановления, принятые на национальном уровне, нуждаются в гармонизации в целях гарантирования свободной торговли указанными изделиями, не допуская при этом снижения уровня защиты, указанного в документах стран-членов, и повышая его при необходимости; учитывая, что положения, касающиеся разработки и изготовления средств индивидуальной защиты, предусмотренные настоящей директивой в отношении обеспечения надежности рабочей среды, не предрешают распоряжений, касающихся индивидуальной защиты и организации охраны здоровья и безопасности работников на рабочих местах; учитывая, что настоящая директива определяет только основные требования, которым должны соответствовать средства индивидуальной защиты; что для проверки соответствия основным требованиям необходимо располагать стандартами, гармонизированными на европейском уровне, на разработку, изготовление, технические условия и методы испытаний средств индивидуальной защиты, стандартами, соблюдение которых обеспечивает этим изделиям предполагаемое соответствие основным требованиям настоящей директивы; что стандарты, гармонизированные на европейском уровне, разрабатываются частными организациями и должны сохранять свой статус необязательных документов; что в этой связи Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и Европейский комитет по стандартизации в области электротехники (СЕНЭЛЕК) признаны компетентными органами в области принятия гармонизированных стандартов в соответствии с основными направлениями по сотрудничеству между Комиссией и вышеупомянутыми органами, ратифицированными 13 ноября 1984 г.; что в рамках настоящей директивы под гармонизированным стандартом понимают текст технических требований (европейский стандарт или гармонизированный документ), принятый одним из вышеупомянутых органов или обоими, в соответствии с поручением Комиссии согласно директиве 83/189/ЕЭС Совета от 28 марта 1983 г., в рамках которой предусматривается процедура информации в области стандартов и технических регламентов[4], измененная во исполнение директивы 88/182/ЕЭС[5], а также в соответствии с вышеупомянутыми общими направлениями по сотрудничеству; учитывая, что в ожидании принятия гармонизированных стандартов, весьма многочисленных в связи с масштабностью области применения, разработка которых в срок, предусмотренный для формирования общего внутреннего рынка, требует большого объема работ, следует в порядке временной меры и согласно положениям договора поддерживать статус-кво в отношении соответствия действующим национальным стандартам на средства индивидуальной защиты, для которых к моменту принятия настоящей директивы не имеется гармонизированного стандарта; учитывая, что в связи с важной ролью, как общего характера, так и в отношении горизонтальных связей, постоянного комитета, учрежденного согласно статье 5 директивы 83/189/ЕЭС в области политики Сообщества по стандартизации, в частности, роли комитета в разработке заявок на стандарты и сохранении статус-кво на уровне европейской стандартизации, указанный постоянный комитет создан прежде всего для содействия Комиссии в проведении контроля со стороны Сообщества за соответствием гармонизированным стандартам; учитывая, что контроль за соблюдением технических предписаний необходим для эффективной защиты потребителей и третьих лиц; что существующие процедуры контроля могут значительно различаться в странах-членах; что во избежание проведения многочисленных видов контроля, препятствующих свободной коммерциализации средств индивидуальной защиты, следует предусмотреть взаимное признание видов контроля странами-членами; что в целях содействия взаимному признанию видов контроля следует, в особенности, предусмотреть процедуры, гармонизированные на уровне Сообщества, а также гармонизировать критерии, которые необходимо принимать во внимание при назначении органов, в чьи обязанности будут входить функции экспертизы, надзора и проверки; учитывая необходимость совершенствования законодательства в целях обеспечения эффективности и адекватности вклада социальных партнеров в процесс стандартизации, СОВЕТ ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ: Раздел I. Область применения, поставка на рынок и свободное обращение Статья 1 1. Настоящая директива распространяется на средства индивидуальной защиты, именуемые ниже «СИЗ». Она устанавливает условия их поставки на рынок и свободного обращения в рамках Сообщества, а также основные требования к безопасности СИЗ с целью охраны здоровья и обеспечения безопасности пользователей. 2. В рамках настоящей директивы под средствами индивидуальной защиты (СИЗ) подразумевают любое устройство или средство, предназначенное для ношения или применения пользователем для защиты от одного или нескольких видов риска, угрожающих его здоровью и безопасности. В качестве СИЗ рассматриваются: а) совокупность нескольких устройств или средств, прочно соединенных между собой изготовителем, используемых для защиты пользователя от одного или нескольких видов риска, которым он может одновременно подвергаться; б) защитное устройство или средство, соединенное неразъемным или разъемным способом с индивидуальным, не обеспечивающим защиту оборудованием, которое носит или применяет пользователь для выполнения рабочих операций; в) взаимозаменяемые компоненты СИЗ, необходимые для бесперебойной работы и применяемые исключительно для данного СИЗ. 3. В качестве неотъемлемой части СИЗ рассматривается любая система связи, поставленная на рынок вместе с СИЗ для соединения последнего с другим внешним дополнительным устройством, даже если упомянутая система связи не предназначена для постоянного ношения или применения пользователем на протяжении всего периода, когда он подвергается риску (рискам). 4. В область применения настоящей директивы не входят: · СИЗ, на которые распространяется другая директива, также касающаяся поставки на рынок, свободного обращения и безопасности продукции; · независимо от причины, указанной в тексте после первого тире, типы СИЗ, перечисленные в приложении I в списке исключаемых изделий. Статья 2 1. Страны-члены принимают все меры, необходимые для того, чтобы СИЗ, упомянутые в статье 1, поступали на рынок и вводились в эксплуатацию только в том случае, если они обеспечивают охрану здоровья и безопасность пользователей, не нанося при этом ущерба здоровью и безопасности других лиц, домашних животных или не подвергая риску сохранность имущества, при соответствующем обращении с СИЗ и использовании их по назначению. 2. Настоящая директива не ограничивает права стран-членов устанавливать при условии соблюдения договора требования, которые они сочтут необходимыми для обеспечения охраны здоровья и безопасности пользователей, если это не влечет за собой модификацию СИЗ, не предусмотренную требованиями настоящей директивы. 3. Страны-члены не препятствуют при проведении ярмарок, выставок и т.д. презентации СИЗ, не соответствующих требованиям настоящей директивы, при условии, что экспонирование такой продукции будет сопровождаться размещением на стенде специальной информации о том, что данные СИЗ не соответствуют директиве, а также о том, что их запрещается приобретать и/или применять до того, как изготовитель или его представитель в странах Сообщества удостоверит соответствие продукции. Статья 3 СИЗ, упомянутые в статье 1, должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к защите здоровья и безопасности, предусмотренным в приложении II. Статья 4 1. Страны-члены не могут запрещать, ограничивать или препятствовать поставке на рынок СИЗ или их компонентов, удовлетворяющих требованиям настоящей директивы и имеющих знак "СЕ". 2. Страны-члены не могут запрещать, ограничивать или препятствовать поставке на рынок компонентов СИЗ, не имеющих знака "СЕ", предназначенных для использования в СИЗ, при условии, что эти компоненты не являются основными деталями, необходимыми для бездефектной работы СИЗ. Статья 5 1. Страны-члены рассматривают как соответствующим основным требованиям, указанным в статье 3, СИЗ, упомянутые в статье 8, параграф 3, отмеченные знаком "СЕ", на которые изготовитель может предъявить по требованию заявление о соответствии, описанное в статье 12. 2. Страны-члены предполагают соответствующими основным требованиям, указанным в статье 3, СИЗ, упомянутые в статье 8, параграф 2, которые отмечены знаком "СЕ" и на которые изготовитель может представить по требованию кроме заявления, указанного в статье 12, сертификат, выданный уполномоченным органом, указанным в статье 9, подтверждающий соответствие изделий национальным стандартам, воспроизводящим гармонизированные стандарты, на основе проверки "СЕ" образца продукции согласно статье 10, параграф 4, пункт а), текст после первого тире, и пункт б), текст после первого тире. Если изготовитель не применял или применял лишь частично гармонизированные стандарты или если таковые отсутствуют, сертификат, выданный уполномоченным органом, должен содержать заявление о соответствии основным требованиям, согласно статье 10, параграф 4, пункт а), текст после второго тире, и пункт б), текст после второго тире. 3. СИЗ, указанные в статье 8, параграф 2, для которых не имеется гармонизированных стандартов, могут продолжать временно использоваться (до 31 декабря 1992 г.) согласно национальным правилам, действующим к моменту принятия настоящей директивы, при условии совместимости этих правил с положениями договора. 4. Комиссия публикует в Официальном журнале Сообществ справочную информацию о гармонизированных стандартах. Страны-члены публикуют справочную информацию о национальных стандартах, воспроизводящих гармонизированные стандарты. 5. Страны-члены проверяют, приняты ли к 30 июня 1991 г. соответствующие меры, позволяющие деловым партнерам оказывать влияние на национальном уровне на процесс разработки и контроля применения гармонизированных стандартов. Статья 6 1. Если страна-член или Комиссия считают, что гармонизированные стандарты, указанные в статье 5, не полностью отвечают основным требованиям, приведенным в статье 3, Комиссия или страна-член извещает Комитет, учрежденный в соответствии с директивой 83/189/ЕЭС[6], указав причины. Комитет безотлагательно представляет свое заключение. По получении заключения Комитета Комиссия уведомляет страны-члены о необходимости в отмене стандартов, о публикации которых сказано в статье 5. 2. Постоянный комитет, учрежденный в соответствии со статьей 6, параграф 2 директивы 89/392/ЕЭС[7], может быть извещен согласно нижеуказанной процедуре о любом вопросе, связанном с практическим применением настоящей директивы. Представитель Комиссии представляет постоянному комитету проект принимаемых мер. Упомянутый комитет представляет свое заключение по этому проекту в срок, который председатель может назначить в зависимости от неотложности решения вопроса, проведя при необходимости голосование. Заключение вносится в протокол, кроме того, каждая страна-член имеет право потребовать, чтобы ее позиция была отражена в протоколе. Комиссия придает большое значение заключению, представленному постоянным комитетом. Она информирует комитет о своих действиях, связанных с упомянутым заключением. Статья 7 1. Если страна-член констатирует, что СИЗ, отмеченные знаком "СЕ" и используемые в соответствии с назначением, могут нарушить безопасность людей, домашних животных или сохранно стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5Перейти на стр.6 |