Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Директива Совета 87/404/ЕЭС

от 25 июня 1987 г.

О сертификации сосудов
под давлением




Директива совета 87/404/ЕЭС

от 25 июня 1987 г.

относительно сближения законодательств
стран-членов,

касающихся простых сосудов под
давлением

ДИРЕКТИВАСОВЕТА 90/488/ЕЭС

COUNCIL
DIRECTIVE 93/68/EEC of 22 July 1993

 

Совет Европейских сообществ,

учитывая договор о
создании Европейского экономического сообщества, в частности, Статью 100,

учитывая предложение
Комиссии[1],


учитывая заключение
Ассамблеи[2],

учитывая заключение
Комитета по социально-экономическим вопросам[3],

принимая во внимание,
что странам-членам надлежит обеспечивать на своей территории безопасность
людей, домашних животных, а также сохранность имущества от риска утечки газа
или взрыва, вызванного использованием простых сосудов под давлением;

принимая во внимание,
что в странах-членах законодательные распоряжения определяют, в частности,
уровень безопасности, которому должны соответствовать простые сосуды под
давлением, указывая характеристики конструкции, а также рабочие характеристики,
условия монтажа и эксплуатации, процедуры контроля до и после поставки
продукции на рынок; что указанные распоряжения могут предусматривать примерно
одинаковый уровень безопасности в разных странах-членах, но разнородность
документов может оказаться препятствием для торговли в рамках Сообщества;

принимая во внимание,
что национальные законодательства, обеспечивающие безопасность, должны быть
гармонизированы для того, чтобы гарантировать свободную торговлю простыми сосудами
под давлением, не снижая при этом существующий и достаточно обоснованный
уровень защиты потребителей в странах-членах;

принимая во внимание,
что настоящее законодательство ЕЭС предусматривает, что в отступление от одного
из основополагающих правил Сообщества, предписывающих свободную торговлю
товарами, препятствия на пути товарообмена между странами Сообщества,
обусловленные расхождениями национальных законодательств, касающихся
коммерциализации продукции, могут считаться допустимыми, если признаётся, что
указанные законодательные распоряжения необходимы для удовлетворения
предъявляемых требований; что в этой связи гармонизация законодательств в
данной области должна распространяться только на предписания, касающиеся
удовлетворения обязательных требований безопасности, предъявляемых к простым
сосудам под давлением; что эти требования должны заменить национальные
законодательные предписания в данной области, поскольку они носят существенный
характер.

Принимая во внимание,
что настоящая Директива определяет только безусловно основные требования; что
для доказательства соответствия этим требованиям необходимо располагать
гармонизированными на европейском уровне стандартами на конструкцию,
функционирование и монтаж простых сосудов под давлением, соблюдение которых
гарантирует заранее соответствие продукции основным требованиям; что такие
стандарты, гармонизированные на европейском уровне, разрабатываются частными
организациями и не имеют статуса документа, носящего обязательный характер; что
в этой связи Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и Европейский комитет
по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) общепризнаны в качестве
компетентных органов, утверждающих гармонизированные стандарты, согласно
документу, определяющему общие направления по сотрудничеству между Комиссией и
указанными организациями, подписанному 13 ноября 1984 г.; что в рамках
настоящей Директивы гармонизированный стандарт - это документ технических
требований (европейский стандарт или гармонизированный документ), принятый
одной из упомянутых организаций или обеими, в соответствии с полномочиями,
которыми их наделила Комиссия согласно Директиве Совета 83/189/ЕЭС от 24 марта
1983 г., предусматривающей процедуру информации в области стандартов и
технических регламентов[4], а также
согласно общим направлениям в области сотрудничества;

учитывая, что
контроль соблюдения технических требований необходим для эффективной защиты
потребителей и третьих лиц; что процедуры контроля, существующие в
странах-членах, неоднородны; что во избежание проведения множественного
контроля, затрудняющего свободную торговлю сосудами, следует предусмотреть
взаимное признание контроля странами-членами; что для упрощения процедуры
взаимного признания контроля необходимо, в частности, предусмотреть
гармонизацию процедур в рамках Сообщества, а также гармонизацию критериев
назначения органов по проверке, надзору и контролю;

принимая во внимание,
что наличие знака “СЕ” на сосуде под давлением означает предполагаемое
соответствие требованиям настоящей Директивы и, следовательно, избавляет от
проведения повторного контроля при импорте и вводе в эксплуатацию указанной
продукции; что не исключены ситуации, когда простые сосуды под давлением могут
представлять опасность при использовании, в связи с чем необходимо
предусмотреть процедуру, исключающую риск такого рода,

Совет принял настоящую директиву:

Раздел I

Область применения, поставка на рынок и
свободная торговля

Статья
1

1.    Настоящая Директива
распространяется на простые сосуды под давлением серийного производства.

2.    В рамках настоящей
Директивы под термином “простой сосуд под давлением” имеют в виду любой сварной
сосуд, подвергающийся относительному внутреннему давлению свыше 0,5 бар,
предназначенный для заполнения воздухом или азотом, не подвергающийся
воздействию пламени.

Кроме того:

—   детали или соединения
сосуда, обеспечивающие его сопротивление давлению, должны изготавливаться либо
из качественной нелегированной стали, либо из нелегированного алюминия или из
сплавов незакаленного алюминия;

—   сосуд состоит:

—   либо из цилиндрической
части круглого поперечного сечения, замкнутой выпуклыми днищами, вогнутость
которых обращена вовнутрь, и/или плоскими днищами. Днища имеют ту же ось
вращения, что и цилиндрическая часть;

—   либо из двух выпуклых
днищ, имеющих одинаковую ось вращения;

—   максимальное рабочее
давление сосуда менее или равно 30 бар, а произведение величины давления на
ёмкость (PSxV)
составляет не более 10 000 бар.л;

—   минимальная рабочая
температура должна быть не ниже -50 0С, максимальная рабочая
температура должна быть не выше 300 0С для стальных сосудов или не
выше 100 0С для алюминиевых сосудов или сосудов из алюминиевых
сплавов.

3.    Настоящая Директива не
распространяется на:

—   приборы специальной
конструкции для использования в ядерных установках, неисправность которых может
вызвать радиоактивное излучение;

—   специальные приборы,
предназначенные для технического оснащения кораблей или летательных аппаратов;

—   на огнетушители.

Статья 2.

1.    Страны-члены принимают
все меры, необходимые для того, чтобы сосуды, упомянутые в Статье 1, именуемые
ниже “сосуды”, поступали на рынок или вводились в эксплуатацию только в тех
случаях, когда они не угрожают безопасности людей, домашних животных, не
наносят ущерб сохранности имущества, монтируются и обслуживаются должным
образом и используются по назначению.

2.    Требования настоящей
Директивы не ущемляют права стран-членов определять в рамках соблюдения
договора свои требования, которые они сочтут необходимыми для обеспечения
защиты работников предприятия, использующего сосуды, при условии, что
характеристики указанных сосудов не будут модифицированы в отступление от
технических требований настоящей директивы.

Статья 3.

1.    Сосуды, для которых
произведение PSxV
превышает 50 бар.л, должны удовлетворять основным требованиям безопасности,
указанным в Приложении I.

2.    Сосуды, для которых
произведение PSxV менее
или равно 50 бар.л, должны изготавливаться согласно технологии, принятой в
данной стране-члене, и маркироваться в соответствии с указаниями Приложения II, за исключением знака
“СЕ”, о применении которого речь идёт в Статье 16.

Статья 4.

Страны-члены не препятствуют коммерциализации и вводу в
эксплуатацию на своей территории сосудов, отвечающих требованиям настоящей
Директивы.

Статья 5.

1.    Страны-члены
предполагают соответствующими основным требованиям к безопасности, указанным в
Статье 3, сосуды, имеющие знак “СЕ”, свидетельствующий об их соответствии
национальным стандартам, идентичным гармонизированным стандартам, справочные
данные которых опубликованы в Официальном журнале Европейских сообществ.
Страны-члены публикуют справочные данные указанных национальных стандартов.

2.    Страны-члены могут
рассматривать в качестве соответствующих основным требованиям Статьи 3 сосуды,
при производстве которых не применялись или применялись лишь частично
стандарты, указанные в параграфе 1, если таковые разработаны, при условии, что
после получения сертификата “СЕ” на образец продукции соответствие сосудов
утвержденной модели удостоверено маркировкой их знаком “СЕ”.

Статья 6.

Если страна-член или Комиссия считают, что гармонизированные
стандарты, указанные в Статье 5, параграф 1, не полностью удовлетворяют
основным требованиям Статьи 3, Комиссия или страна-член извещают об этом
постоянный комитет, учрежденный в соответствии с Директивой 83/189/ЕЭС,
именуемый ниже “комитет”, представив обоснование. Комитет безотлагательно
представляет свое заключение.

По получении заключения комитета Комиссия извещает страны-члены о
том, следует ли или нет исключить публикации, о которых шла речь в Статье 5,
параграф 1.

Статья 7.

1.    Если страна-член
констатирует, что сосуды, маркированные знаком “СЕ” и используемые по
назначению, не обеспечивают безопасности людей, домашних животных или
сохранность имущества, она принимает меры, необходимые для изъятия этой
продукции из торговли либо запрещения или ограничения ее поставки на рынок.

Страна-член незамедлительно информирует Комиссию об этих мерах и
сообщает причины принятия такого решения, в частности, если несоответствие
обусловлено:

а).   несоблюдением основных
требований, указанных в Статье 3, если сосуд не соответствует стандартам,
упомянутым в Статье 5, параграф 1;

b).   несоответствующим применением стандартов,
упомянутых в Статье 5, параграф 1;

2.    Комиссия консультируется
с заинтересованными сторонами в кратчайшие сроки. Если Комиссия устанавливает
после консультации, что принятие меры, указанной в параграфе 1, оправдано, она
сообщает об этом незамедлительно стране - члену, проявившей инициативу, а также
другим странам - членам. Когда решение, о котором говорится в параграфе 1,
мотивируется отсутствием стандартов, Комиссия, проконсультировавшись с
заинтересованными сторонами, извещает комитет в двухмесячный срок о мерах,
принятых страной-членом, и осуществляет процедуры, указанные в Статье 6.

3.    Если сосуд, не
соответствующий требованиям, имеет знак “СЕ”, компетентная страна-член
принимает соответствующие меры против страны, присвоившей этому изделию знак
“СЕ”, и сообщает об этом Комиссии и другим странам-членам.

4.    Комиссия должна
удостовериться в том, что страны-члены информированы о выполнении процедуры и о
ее результатах.

Раздел II

Процедуры сертификации

Статья
8.

1.    Перед
изготовлением сосудов, для которых произведение PSxV превышает 50 бар. л, производимых:

а).   в
соответствии со стандартами, указанными в Статье 5, параграф 1, изготовитель
или его представитель в странах Сообщества должен по выбору:

—    либо информировать об этом аккредитованный
контролирующий орган, упомянутый в Статье 9, который по получении
производственно-технической документации, указанной в Приложении II, пункт 3, проведет
аттестацию этой документации на соответствие,

—    либо представить модель сосуда для проверки
“СЕ” продукции по образцу в соответствии с указаниями Статьи 10;

b).   без соблюдения или при
частичном соблюдении стандартов, упомянутых в Статье 5, параграф 1,
изготовитель или его представитель в странах Сообщества должен представить
модель сосуда для проверки “СЕ” продукции по образцу в соответствии с
указаниями Статьи 10.

2.    Сосуды, изготовленные в соответствии со
стандартами, указанными в Статье 5, параграф 1, или в соответствии с
утвержденной моделью, подвергают перед поставкой на рынок:

а).   аттестации
соответствия “СЕ”, указанной в Статье 11, если произведение PSxV превышает 3000 бар.л;

b).   если произведение PSxV равно или меньше 3000 бар.л и
превышает 50 бар.л, то по выбору изготовителя:

—    либо
представляют заявление о соответствии “СЕ”, как указано в Статье 12,

—    либо
производят аттестацию соответствия “СЕ”, как указано в Статье 11.

3.    Техническую документацию
и корреспонденцию по процедурам сертификации, указанным в параграфах 1 и 2,
ведут на официальном языке страны-члена, где действует аккредитованный орган,
или на языке, выбранном последним.

Статья 9

1.    Каждая страна-член
уведомляет Комиссию, а также другие страны-члены об аккредитованных органах,
выполняющих процедуры сертификации, указанные в Статье 8, параграфы 1 и 2.
Комиссия публикует для информации в Официальном журнале Европейских сообществ
перечень этих органов с указанием их отличительных номеров, обеспечивая
периодическое обновление.

2.    Приложение III содержит минимальные
критерии, которыми должны руководствоваться страны-члены в отношении
аккредитации указанных органов.

3.    Страна-член, которая
аккредитовала указанный орган, может аннулировать аккредитацию, если она
кон

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4