Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное










goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






директива совета 86/278/еэс

от 12 июня 1986 г.

Об охране почв при использовании в сельском

хозяйстве необработанных мокрых осадков




Директива Совета 86/278/ЕЭС

от 12 июня 1986 г.

об охране окружающей среды и, в частности, почвы

при использовании мокрых осадков в сельском хозяйстве

COUNCIL DIRECTIVE of 23 December 1991
standardizing and rationalizing reports on the implementation  of certain Directives relating to the
environment (91/692/EEC)

Совет Европейских Сообществ,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского Экономического
Сообщества и, в частности, его Статьи 100 и 235,

Принимая во внимание предложение Комиссии[1],

Принимая во внимание мнение Европейского парламента[2],

Принимая во внимание мнение Комитета по экономическим и социальным
вопросам[3],

Учитывая, что целью настоящей Директивы является упорядочение
использования мокрых осадков в сельском хозяйстве таким образом, чтобы
предотвращать вредное воздействие на почвы, растительность, животных и людей и
в то же время содействовать их рациональному использованию;

Учитывая, что несогласованность действующих в странах - членах
положений относительно использования в сельском хозяйстве мокрых осадков может
негативно сказаться на функционировании общего рынка; учитывая, что должно быть
предпринято приведение в соответствие законов в этой области, как это
предусматривает Статья 100 Договора;

Учитывая, что на мокрые осадки, используемые в сельском хозяйстве,
положения Директивы Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах не
распространяются[4];

Учитывая, что меры, в отношении которых действует положение
Директивы Совета 78/319/ЕЭС от 20 марта 1978 г. о токсичных и опасных отходах[5],
также применимы к мокрым осадкам, содержащим или включающим вещества или
материалы, перечисленные в Приложении к упомянутой Директиве и имеющие такую
природу или присутствующих в таких количествах или концентрациях, что они
представляют опасность для здоровья людей или для окружающей среды;

Учитывая, что для обеспечения полной безопасности людей, животных,
растений и окружающей среды от вреда, который может быть вызван нерегулируемым
использованием осадков, необходимо принять специальные организационные меры;

Учитывая, что настоящая Директива также направлена на то, чтобы в
связи с охраной почвы были приняты определенные начальные меры в рамках
Сообщества;

Учитывая, что осадки могут иметь весьма полезные агрономические
свойства и в этой связи стимулирование их использования в сельском хозяйстве
вполне оправдано при условии, что это использование будет безвредным; учитывая,
что использование мокрых осадков не должно отрицательно сказываться на качестве
почвы и сельскохозяйственной продукции;

Учитывая, что тяжелые металлы могут оказаться токсичными для
растений, а также для людей, потребляющих содержащую их сельскохозяйственную
продукции, и учитывая необходимость введения строгих норм на предельно
допустимое содержание этих элементов в почве;

Учитывая, что использование осадков должно быть запрещено, когда
содержание этих металлов в почве превышает установленные предельно допустимые
нормы;

Учитывая, кроме того, что необходимо предотвращать превышение этих
предельно допустимых норм за счет использования осадков; учитывая, что в
конечном итоге необходимо установить предельные нормы на количество тяжелых
металлов, вносимых в обрабатываемые почвы, либо путем введения максимальных
норм на количестве ежегодно используемых осадков, обеспечивая тем самым
соблюдение предельно допустимых значений на концентрацию тяжелых металлов в
используемых осадках, либо путем стремления к тому, чтобы обеспечить соблюдение
этих предельных норм на количества тяжелых металлов, вносимых в почву при использовании
осадков, на основе средних показателей за 10-летний период;

Учитывая, что мокрые осадки должны быть подвергнуты очистке, прежде
чем они будут использованы в сельском хозяйстве, учитывая также, что страны -
члены при определенных условиях могут, тем не менее, санкционировать использование
не подвергаемых предварительной очистке осадков путем непосредственного
внесения их в почвы или путем запахивания, будучи уверенным в отсутствии
какого-либо риска для здоровья людей и животных;

Учитывая, что должен пройти определенный срок между внесением
осадков в почву и выпасом скота на пастбищах или уборкой кормовых культур или
других культур, которые обычно непосредственно касаются почвы и, как правило,
потребляются в сыром виде; учитывая также, что использование осадков в период
роста фруктовых и овощных культур, за исключением фруктовых деревьев, должно
быть запрещено;

Учитывая, что осадки должны использоваться при условиях, которые
обеспечивают гарантированную защиту почвы, поверхностных и грунтовых вод в
соответствии с положениями Директивы 75/440/ЕЭС[6]
и 80/68/ЕЭС[7];

Учитывая, что в этой связи необходимо наладить мониторинг качества
осадков и почв, на которых они используются, для чего следует проводить анализы
и доводить их результаты до потребителей;

Учитывая, что необходимо регистрировать определенную информацию для
лучшего понимания способов рационального использования осадков в сельском
хозяйстве и учитывая также, что такая информация должна направляться в Комиссию
в виде периодических докладов; учитывая, что располагая такими докладами
Комиссия при необходимости будет вырабатывать свои предложения, направленные на
повышение степени защиты почвы и окружающей среды;

Учитывая, что осадки, поступающие с небольших предприятий по
первичной очистке бытовых сточных вод, представляют небольшую опасность для
здоровья людей, животных и растений, а также для окружающей среды, и в этой
связи могут быть освобождены от требований, относящихся к информации и
проведению анализов;

Учитывая, что страны - члены должны иметь возможность вводить более
строгие положения по сравнению с теми, которые сформулированы в настоящей
Директиве; учитывая, что такие положения должны быть доведены до сведения Комиссии;

Учитывая, что достижения научно-технического прогресса могут
вызвать необходимость быстрого изменения определенных требований, содержащихся
в настоящей Директиве; учитывая, что с целью содействия принятию необходимых
мер, требующихся для выполнения этой задачи, необходимо установить
соответствующую процедуру, которая обеспечивала бы тесное сотрудничество между
странами-членами и Комиссией; учитывая также, что такое сотрудничество должно
иметь место в Комитете по учету достижений научно-технического прогресса;

Учитывая, что Договор не дает достаточных оснований для достижения
этой цели, за исключением положения, содержащегося в его Статье 235,

принял настоящую Директиву:

Статья 1

Целью настоящей Директивы является регламентирование и упорядочение
использования мокрых осадков в сельском хозяйстве, которое должно производиться
таким образом, чтобы исключалось вредное воздействие на почву, растительность,
животных и людей и в то же время стимулировалось рациональное использование
таких мокрых осадков.

Статья 2

 контексте настоящей Директивы:

а).   под термином
"осадки" понимается:

(i).   остаточные осадки со
станций очистки сточных вод, перерабатывающих бытовые или городские сточные
воды, а также с других очистных станций, перерабатывающих жидкие сбросы, по составу
близкие к бытовым городским сточным водам;

(ii).  остаточные осадки с
септиктенков и других аналогичных установок по переработке сточных вод;

(iii).  остаточные осадки со
станций очистки сточных вод, не относящихся к категории объектов, указанных в пп.
(i) и (ii);

(b).  под термином
"переработанные (очищенные) осадки" понимается:

осадки, которые были
подвергнуты биологической, химической или термической обработке (очистке),
долговременному хранению или какому-либо иному процессу переработки, обеспечивающему
значительное снижение их способности к брожению (ферментабельности) и вреда для
здоровья при их использовании;

(c).  под термином
"сельское хозяйство" понимается:

выращивание всех видов
идущих на продажу продовольственных культур, включая кормовые культуры для
скота;

(d).  под термином
"использование" понимается:

рассредоточение осадков
на почве или любое другое применение осадков, связанное с их внесением на/или в
почву.

Статья 3

1.    В соответствии с
настоящей Директивой в сельском хозяйстве допускается использование только тех
осадков, о которых говорится в Статье 2 (а), (i).

2.    Не вступая в
противоречие с положениями Директив 75/442/ЕЭС и 78/319/ЕЭС:

—   осадки, о которых
говорится в Статье 2 (а), (ii), могут использоваться в сельском хозяйстве при
условиях, при которых страна - член сочтет это допустимым, чтобы не причинять
вреда здоровью людей и окружающей среде,

—   осадки, о которых
говорится в Статье 2 (а), (iii), могут использоваться в сельском хозяйстве
только при условии, если страна - член разработает специальные положения,
регламентирующие их использование.

Статья 4

Численные значения показателей концентрации тяжелых металлов в
почвах, на которых используются осадки, концентрации тяжелых металлов в осадках
и максимальное количество тяжелых металлов, которое может быть внесено в почву
на сельскохозяйственных угодьях в течение года, приведены в Приложениях IA, IB
и IC.

Статья 5

Не вступая в противоречие со Статьей 12:

1.    Страны - члены должны
запретить использование осадков в случаях, когда концентрация одного или более
тяжелых металлов в почве превышает предельно допустимую норму, установленную
ими в соответствии с Приложением IA, и должны предпринять необходимые шаги к
тому, чтобы исключить возможность превышения этих предельных норм за счет
использования осадков.

2.    Страны-члены должны
регламентировать использование осадков таким образом, чтобы накапливание
тяжелых металлов в почве не приводило к превышению предельно допустимых норм, о
которых говорится в п. 1. Для обеспечения этого требования они должны
прибегнуть к одной из процедур, указанных ниже в пп. (а) и (b):

a).   Страны
- члены должны установить максимальные количества осадков в тоннах сухого
вещества, которые могут быть применены на почве в расчете на единицу площади в
год, соблюдая при этом предельно допустимые нормы концентрации тяжелых металлов
в осадках, которые они устанавливают в соответствии с Приложением IB;

или

b).   Страны
- члены должны обеспечить соблюдение предельно допустимых значений количества
металлов, вносимых в почву на единицу площади и в единицу времени, которые
указаны в Приложении IC.

Статья 6

Не вступая в противоречие со Статьей 7:

а).   осадки
должны быть подвержены обработке, прежде чем они будут использованы в сельском
хозяйстве. Страны - члены могут, тем не менее, санкционировать (выдать
разрешение), при соблюдении установленных ими условий, использование не
подверженных предварительной обработке осадков, если они вносятся в почву;

b).   производители
осадков сточных отходов должны на регулярной основе обеспечивать своих потребителей
всей информацией, указанной в Приложении IIA.

Статья 7

Страны - члены должны запретить использование осадков или поставку
их для использования на:

а).   пастбищах
или угодьях, где выращиваются кормовые культуры, если на этих пастбищах должен
пастись скот, а на угодьях собираться урожай кормов до истечения определенного
срока. Этот срок, который устанавливается странами - членами с учетом их
географического положения и климатических условий, не должен быть менее трех
недель;

b).   почвах,
на которых выращиваются фруктовые или овощные культуры, за исключением тех, где
произрастают фруктовые деревья;

(с).  землях, предназначенных для выращивания фруктовых и овощных
культур, которые обычно непосредственно касаются грунта и потребляются в пищу в
сыром виде, в течение 10 месяцев до сбора урожая и во время самой уборки.

Статья 8

При использовании осадков должны соблюдаться следующие правила:

—   осадки должны
использоваться таким образом, чтобы удовлетворялась потребность растений в
питательных веществах, а качество почвы, поверхностных и грунтовых вод при этом
не ухудшалось;

—   в случае, когда осадки
используются на почвах, рН которых меньше 6, страны - члены должны учитывать
повышенную расположенность культур к усвоению тяжелых металлов и повышенную
способность последних внедряться в них, и при необходимости они должны
ужесточить предельно допустимые нормы, которые были установлены ими в
соответствии с Приложением IА.

Статья 9

Осадки и почва, на которой они используются, должны подвергаться
анализу, как это указано в Приложениях IIA и IIB.

Рекомендуемые методы взятия проб и проведения анализов указаны в
Приложении IIC.

Статья 10

1.    Страны - члены должны
обеспечивать регистрацию следующих данных:

а).   количества произведенных
осадков и количества, поставляемого для использования в сельском хозяйстве;

b).   состава и свойств
осадков по параметрам, указанным в Приложении IIА;

с).   видов произведенной
обработки по перечню, указанному в Статье 2 (b);

d).   наименований и адресов
организаций - получателей осадков и мест, где эти осадки должны использоваться.

2.    Регистрационные записи
должны быть доступны компетентным органам и служить основанием для  составления 
сводного отчета,  о  котором 
говорится в Статье 17.

3.    Информация о методах
обработки и результаты анализов должны предоставляться компетентным органам по
их требованию.

Статья 11

Страны - члены могут не распространять положения Статьи 6 (в) и
Статьи 10 (1) (b), (c) и (d) и п.2 на осадки, поступающие со станций обработки
сточных отходов, производительность которых ниже 300 кг БПК5 в день

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3