Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






ПРАВИТЕЛЬСТВО
МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от
27 августа 2002 г. N 692-ПП

 

ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

РЫНКА
И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ

 

В целях приведения законодательства города Москвы в соответствие
с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в
действие Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях", Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)", во исполнение
постановления Правительства Москвы от 12 сентября 2000 года N 726 "О мерах
по совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной власти
города" Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить Концепцию организации контроля в сфере
потребительского рынка и услуг города Москвы (приложение 1).

2. Одобрить проект закона города Москвы "Об организации
контроля и административной ответственности за нарушения в сфере
потребительского рынка и услуг города Москвы" (приложение 2).

3. Внести законопроект на рассмотрение Московской городской Думы
в установленном порядке.

4. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства
Правительства Москвы совместно с органами исполнительной власти города Москвы и
городскими организациями, уполномоченными на проведение государственного
контроля, до 1 марта 2003 года разработать и представить на рассмотрение
Правительства Москвы концепцию закона города Москвы об организации контрольной
деятельности на территории города Москвы.

5. Комитету территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления Правительства Москвы совместно с Департаментом
поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и
Департаментом потребительского рынка и услуг в срок до 1 января 2003 года
подготовить проект распорядительного документа, определяющего порядок
проведения мероприятий по контролю органами местного самоуправления.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министров Правительства Москвы Малышкова В.И. и Егорова Е.В.

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к постановлению Правительства

Москвы

от 27 августа 2002 г. N 692-ПП

 

КОНЦЕПЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА

И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ

 

Раздел 1. КРАТКИЕ ИТОГИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И
УСЛУГ

ГОРОДА МОСКВЫ

 

Указ Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 "О
свободе торговли" создал правовую основу для интенсивного развития
потребительского рынка в условиях кардинальной перестройки экономики и
либерализации цен. При этом возникла необходимость организации эффективной
системы контроля на потребительском рынке города в новых условиях.

В административных округах города Москвы были созданы
территориальные управления Государственной инспекции по торговле, качеству
товаров и защите прав потребителей.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года не
предусматривал возможности применения административных взысканий к юридическим
лицам.

Соответственно размеры административных штрафов определялись
исходя из того, что субъектами правонарушений являются физические лица
(граждане).

Несмотря на внесенные изменения и дополнения, значительное число
составов правонарушений, содержавшихся в КоАП РСФСР, не отвечало сложившейся
социально - экономической ситуации.

В этих условиях был принят Закон города Москвы от 29.06.94 N
11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий
потребительского рынка и услуг г. Москвы", которым с учетом пробелов
федерального законодательства были установлены составы административных
правонарушений в сфере потребительского рынка, определены штрафные санкции и
порядок их применения.

Право проведения контрольных мероприятий и наложения
административных взысканий (штрафов) было предоставлено префектурам
административных округов, районным Управам, Департаменту потребительского рынка
и услуг, ряду органов исполнительной власти города, ранее не имевших реальных
рычагов экономического воздействия на правонарушителей.

Названные, а также некоторые другие меры, осуществляемые органами
власти Москвы, позволили создать условия для защиты прав потребителей и
пресечения недобросовестной конкуренции.

Также принимались меры по защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении проверок их деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 19.07.94 N 611 "Об утверждении
Правил работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на
территории г. Москвы" было введено обязательное требование фиксации
проведенной проверки и ее результатов в контрольном журнале установленной
формы.

Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой
деятельности в городе Москве" было введено требование об обязательном
наличии у работников контролирующих органов направления на проведение проверки
с указанием даты и цели ее проведения, должностей и фамилий проверяющих.

В соответствии с указанным Законом координация контроля в сфере
потребительского рынка была возложена на отраслевой орган городской
администрации, осуществляющий управление и регулирование в сфере торговой
деятельности, которым является Департамент потребительского рынка и услуг.

Такая координация осуществлялась Департаментом посредством
взаимодействия с контролирующими структурами, в том числе путем организации
плановых комплексных проверок.

При проведении комплексных проверок особое внимание уделялось
городским рынкам. Была согласована и принята к исполнению Временная инструкция
о порядке организации и проведения комплексных проверок рынков города Москвы.

Скоординированные действия различных контролирующих органов, осуществляющих
проверки в соответствии с указанной Инструкцией, позволили повысить
эффективность контроля на рынках при одновременном сокращении общего количества
проверок.

В целях создания условий для предоставления населению услуг
торговли и питания, отвечающих современным требованиям, и стимулирования
развития конкурентного рынка в г. Москве была введена система сертификации
услуг торговли и общественного питания, которая позволила повысить качество
предоставляемых услуг.

По инициативе Департамента с 1998 года в Москве и области была
введена региональная система идентификации качества алкогольной продукции,
позволившая сократить объемы некачественной и фальсифицированной продукции с
60% на момент введения системы до 7-9% в 2001 году.

При этом были отработаны вопросы взаимодействия с контролирующими
органами, решены задачи технологического и материально - технического
обеспечения системы и т.д.

В соответствии с изменениями Федерального закона "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" маркировка алкогольной продукции
региональными идентификационными марками была отменена, что требует
реформирования сложившейся системы.

В связи с этим проблема контроля качества алкогольной продукции
приобретает особую актуальность.

В целом вопросы организации контроля в сфере потребительского
рынка требуют дальнейшего совершенствования, в том числе путем пересмотра
структур и функций контролирующих органов.

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 18.04.2002 отмечена необходимость устранения
необоснованных административных барьеров, совершенствования работы
управленческих органов, повышения доверия граждан к государству.

За последнее время был принят пакет федеральных законов,
направленных на "дебюрократизацию" экономики, в том числе Федеральный
закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)".

Вместе с тем всеми контролирующими органами отмечается
по-прежнему высокий процент выявляемых нарушений. Наиболее распространенными
продолжают оставаться нарушения, связанные с качеством и безопасностью товаров
(работ, услуг), отсутствием полной и достоверной информации о товарах (работах,
услугах), изготовителях и продавцах, что представляет собой весьма негативную
тенденцию.

Сложившаяся ситуация требует более четкой координации
деятельности контролирующих органов разных уровней. Причем их действия должны
быть ограничены рамками установленных функций каждого контролирующего органа.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ), вступивший в силу с 1 июля 2002 года, определил основные
составы правонарушений и меры юридической ответственности за их совершение,
единый порядок назначения и исполнения административного наказания, иные
вопросы производства по делам об административных правонарушениях применительно
к современным реалиям.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О
введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях" органам государственной власти субъектов Российской
Федерации необходимо привести принятые ими акты об административных
правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.

С учетом изложенного необходимо привести законодательные акты
города Москвы, в том числе Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О
штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и
услуг г. Москвы", в соответствие с федеральным законодательством, а также
принять меры к совершенствованию системы организации контрольной деятельности в
сфере потребительского рынка города исходя из приоритетов развития
взаимоотношений бизнеса и власти в современных условиях, специфики организации
городского управления и самоуправления в Москве.

 

Раздел 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В
СФЕРЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ

 

Статьей 72 Конституции Российской Федерации административное и
административно - процессуальное законодательство отнесено к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положениями КоАП РФ определено, что законодательство об
административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в
соответствии с ним законов субъектов Федерации.

Рядом федеральных законов вопросы организации контроля в сфере
потребительского рынка прямо отнесены к компетенции субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, в том числе и по отдельным видам
деятельности.

К ним относятся Федеральные законы от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых продуктов", от 07.02.92 N 2300-1 "О
защите прав потребителей" (в ред. от 30.12.2001), от 22.11.95 N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 07.01.99 N 18-ФЗ) и
др.

В соответствии со ст. 7 Устава города Москвы основной целью
функционирования органов государственной власти столицы является обеспечение прав
и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного
развития города в интересах его населения.

Таким образом, Москва как субъект Федерации вправе ввести
административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка
и услуг. При этом вопросы административной ответственности и общие положения
организации контроля в сфере потребительского рынка целесообразно урегулировать
специальным законом города, разработанным в соответствии с федеральным
законодательством, Уставом города Москвы.

Предметом регулирования данного закона должны быть общественные
отношения, складывающиеся между органами государственной власти, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и другими субъектами при
осуществлении контроля в сфере розничной торговли, выполнения работ, оказания
услуг потребительского назначения юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами.

К предмету регулирования закона также должны быть отнесены
вопросы установления административной ответственности за нарушения обязательных
требований (правил и норм) в указанной сфере.

Следует учитывать, что в соответствии с федеральным
законодательством субъектом Федерации может быть установлена административная
ответственность только за нарушения тех требований, которые предусмотрены
нормативными правовыми актами субъекта, изданными по предметам ведения субъекта
Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов, в части, не противоречащей федеральному законодательству.

Выполнение предусмотренных федеральными нормативными актами
требований, в частности по вопросам качества и безопасности товаров
потребительского назначения, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров
и т.д., вправе проверять и налагать за нарушение санкции только федеральные
контролирующие органы.

Законом города Москвы могут быть установлены дополнительные
льготы для субъектов предпринимательской деятельности, не противоречащие
федеральному законодательству, в том числе в части увеличения периода
освобождения от плановых комплексных проверок (согласно федеральному закону
данный период не может состав

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5