Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






 

24 ноября 1996 года N 132-ФЗ



 



 

РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН

 

ОБ
ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят

Государственной Думой

4 октября 1996 года

 

Одобрен

Советом Федерации

14 ноября 1996 года

 

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной
политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка
в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации
права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства
на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также
определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской
Федерации.

 

Глава
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные
понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с
постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально
- деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская
деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации
лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в
Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации
лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств,
выделяемых государством на социальные нужды;

туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных
способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

турист - гражданин, посещающий страну (место) временного
пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в
период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной
ночевки;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально -
культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные
объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать
восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств
размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и
средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного,
спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и
турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные
услуги и услуги гидов - переводчиков;

тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов,
экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги,
предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации
туристу;

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на
реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных
выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже
туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое);

туроператорская деятельность - деятельность по формированию,
продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании
лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее -
туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и
реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии
юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

услуги гида - переводчика - деятельность профессионально
подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими
ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи
туристского продукта;

туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на
услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

 

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской
деятельности

 

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить
настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным
законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы,
регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему
Федеральному закону.

 

Глава
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской
деятельности

 

Государство, признавая туристскую деятельность одной из
приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

содействует туристской деятельности и создает благоприятные
условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской
деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране,
благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов,
туроператоров, турагентов и их объединений.

 

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы
государственного регулирования туристской деятельности

 

Основными целями государственного регулирования туристской
деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных
прав при совершении путешествий;

охрана окружающей природной среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание,
образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан
при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов
государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов,
сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и
культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования
туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного,
социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности
осуществляется путем:

создания нормативных правовых актов, направленных на
совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и
мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

лицензирования туроператорской и турагентской деятельности,
стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта; (в
ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из
Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом
интересов развития туризма;

прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию
федеральных целевых программ развития туризма;

создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую
индустрию;

налогового и таможенного регулирования;

предоставления льготных кредитов, установления налоговых и
таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью
на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для
занятия туризмом на территории Российской Федерации;

содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов
и их объединений в международных туристских программах;

обеспечения картографической продукцией;

иными способами, применяемыми в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации
осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

 

Статья 5. Лицензирование туроператорской и турагентской
деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского
продукта

 

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

 

Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности,
стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта
осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА

 

Статья 6. Права туриста

 

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая
транзит, турист имеет право на:

необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну
(место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения,
о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других
объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии
окружающей природной среды;

свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с
учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и
сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной
медицинской помощи;

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае
невыполнения условий договора розничной купли - продажи туристского продукта
(далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;

содействие органов власти (органов местного самоуправления)
страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов
неотложной помощи;

беспрепятственный доступ к средствам связи.

 

Статья 7. Обязанности туриста

 

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания,
уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к
памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания,
выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в
странах транзитного проезда;

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

 

Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов

 

Отдельным категориям российских туристов государство в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы
социального характера.

 

Глава
IV. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРОДВИЖЕНИЯ

И
РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

 

Статья 9. Формирование и продвижение туристского продукта

 

Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского
рынка или по конкретному заказу туриста.

Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на
основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с
туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов
услуг, входящих в тур.

Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять
группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется
в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.

При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут
ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. Если письменная
информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора,
предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также настоящим
Федеральным законом, и оформлена как предложение, из которого усматривается
воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении
условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой
(публичная оферта).

 

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

 

Реализация туристского продукта осуществляется на основании
договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать
законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области
защиты прав потребителей.

К существенным условиям договора относятся:

информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая
данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской
деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; (в ред.
Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для
реализации туристского продукта;

информация о туроператоре, включая данные о лицензии на
осуществление туроператорской деятельности, его юридический адрес и банковские
реквизиты; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

достоверная информация о потребительских свойствах туристского
продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об
условиях безопасности туристов, о результатах сертифика

стр.1Перейти на стр.2