Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






 

Государственный
стандарт РФ ГОСТ Р 51769-2001

"Ресурсосбережение.
Обращение с отходами.

Документирование
и регулирование деятельности по обращению

с отходами
производства и потребления. Основные положения"

(принят и
введен в действие постановлением Госстандарта РФ

от 28 июня
2001 г. N 251-ст)

 

Resources saving. Waste treatment.

Documentation and regulation of dealing with production

and consumption waste treating. Basic principles

 

Датавведения 2002-01-01

Введен впервые

 

Введение

 

В настоящее
время в России накоплено свыше 80 млрд тонн отходов, ежегодно их образуется еще
до 5 млрд тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого
(добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство
создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства,
и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении
сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит
о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на
необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения,
транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением
неутилизируемой части опасных и других отходов.

Проблемы,
порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение
вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное
использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.

Оба эти
направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо.
Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду
решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования.
Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных
отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.

На данном
этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких
механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое)
законодательство и правовое регулирование, способно эффективно решать поставленные
выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для
получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное
воздействие отходов на человека и окружающую среду.

Настоящий
стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного
регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.

 

 

1. Область
применения

 

Настоящий
стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и
регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с
учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности
и контроля достоверности получаемых при этом результатов.

Настоящий
стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы
предприятия-изготовителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками
годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на
территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности
предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного
сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом
требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.

Настоящий
стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты
вооружения и военной техники.

Требования
настоящего стандарта обязательны для расположенных на территории России
предприятий, организаций, региональных и других объединений (далее -
предприятий) независимо от форм собственности и подчинения, а также для органов
управления в части их деятельности, связанной с обращением с отходами
производства и потребления.

Положения,
установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и
справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок
организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении
с отходами производства и потребления.

 

2. Нормативные
ссылки

 

В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 1639-93
Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие требования

ГОСТ 2787-75
Лом и отходы черных металлов. Классификация и технологические требования

ГОСТ Р
12.1.052-97 Система стандартов безопасности труда. Паспорт безопасности
вещества (материала). Основные положения

ОК 004-93
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и
услуг (КВЭД)

OK 019-95
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления
(ОКАТО)

ОК 007-93
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

 

3. Общие
положения

 

3.1.
Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами
базируется на нормативных и методических документах, направленных на
информационное обеспечение следующих аспектов деятельности;

-
классификация отходов;

- учет
образования, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного)
образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их
удаления, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в
товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);

- качественное
и количественное определение вида и степени опасности документируемых отходов;

- определение
ресурсных характеристик документируемых отходов;

- экспертиза и
лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с
отходами;

- контроль
достоверности информации, представляемой по любой из вышеперечисленных позиций.

3.2. По
совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по
обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом
отходов, которые в краткой машиноориентированной форме содержит информацию об
отходах по каждой из позиций, перечисленных в п.3.1.

3.3. Паспорт
отходов заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании
поступления исходной информации о его количестве, месте расположения,
собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования
паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения.
Паспорт отходов открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в
соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической
документации.

3.4.
Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере
обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и
отраслевые органы.

3.5.
Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям
законодательных актов и федеральных программ.

 

4.
Документирование деятельности по обращению с отходами

 

4.1. Целью
документирования отходов в аспекте их классификации и соответствующего
кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой области
между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так и на
межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования входит
номенклатурная часть идентификации отходов, место образования,
месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание
опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом
классификация может содержать элементы статистического учета (количество
классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный
способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного
взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в
наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского
Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и
Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для облегчения общения на
внутрироссийском и постсоюзном пространстве рекомендуется, в свою очередь,
использовать классификаторы ОКПО, КВЭД, ОКАТО и др.

4.2.
Образование, движение и удаление отходов учитывают по формам статистической
отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных
областях.

Учитывая то,
что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных
документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс
токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов,
определяющих их опасность, рекомендуется последовательно расширять формы
отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие
такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.

Разработка
любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным
обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам,
существующим в области обработки статистических данных.

4.3.
Документирование опасных (токсичных) характеристик отходов заключается в оценке
класса опасности отходов, определенного расчетным или экспериментальным путем
[1]. При расчетном определении класса токсичности документируют все
характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и
приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В
этом случае не требуется экспериментально определять не только класс
токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании
состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий,
которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по
принципу "не более".

Кроме этого,
документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и
взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность,
горючесть и др.

4.4. Сведения
о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения
специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов
с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных
или, например, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и
погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных
разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных
мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р
12.1.052).

Наличие или
отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально
в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании
известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих
источников, приводящих к этим выводам.

4.5. При
документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:

- сведения о
составе и физико-химических, технологических свойствах отходов;

- сведения о
сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных
воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту
прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;

- сведения обо
всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное
производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных
и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.

4.6. Лицензии
выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в
результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее,
получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение,
уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче
лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат
наличие организационно-технических возможностей и материально-технического
оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность
персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения
нештатной (аварийной) ситуации.

4.7. Процедура
контроля и метод ее осуществления должны быть неотъемлемой частью каждого из
разрабатываемых нормативных документов. Предпочтение в данном случае должно
отдаваться форме контроля, действующей в России на протяжении ряда лет и
осуществляемой на принципах системы сертификации ГОСТ Р [2], которая позволяет
комплексно учитывать и контролировать опасные и ресурсные свойства отходов.
Достоверность сведений, представляемых в паспорте отходов, контролируют
уполномоченные органы при оформлении и выдаче соответствующего сертификата по
форме системы сертификации ГОСТ Р. Для контроля экологических, токсикологических
и/или других опасных свойств отходов и выдачи профильного сертификата
Госстандартом России аккредитован ряд ведомств (МПР России, Минздрав России и
другие).

4.8.
Основополагающим документом для решения задач, изложенных в 4.1-4.7, является
паспорт опасности отходов [3], на необходимость ведения которого указано в
Федеральном законе "Об отходах производства и потребления".

 

5.
Региональная система регулирования работ с отходами

на основе их
паспортизации и сертификации

 

5.1.
Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в
регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления.
Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и
ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению
органов местного управления.

При отсутствии
необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных
и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасности
отходов.

5.2.
Возможности регионального рег

стр.1Перейти на стр.2