Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Утвержден
ПостановлениемГосстандарта
России
от 17 октября 2000 г. N 263-ст

Дата введения —1
января 2001 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ
ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ
ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

SYSTEM OF PRODUCT DEVELOPMENT
AND LAUNCHING INTO MANUFACTURE. PRODUCTS
OF INDUSTRIAL AND TECHNICAL DESIGNATION. PROCEDURE
OF PRODUCT DEVELOPMENT AND LAUNCHING
INTO MANUFACTURE

ГОСТ Р 15.201-2000

Предисловие

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским
институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта
России от 17 октября 2000 г. № 263-ст.

3. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на
народнохозяйственную продукцию производственно-технического назначения (далее —
продукция) и устанавливает порядок ее разработки и постановки на производство.

Стандарт устанавливает основные положения по разработке
технического задания (ТЗ), конструкторской и технологической документации,
приемке результатов разработки, подготовке и освоению производства, испытаниям
опытных образцов продукции и продукции, изготовленной при освоении
производства, а также по подтверждению их соответствия обязательным
требованиям. Требования настоящего стандарта при необходимости допускается
конкретизировать в других стандартах и методических документах разных сфер
действия.

Стандарт не распространяется на суда гражданского
назначения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
стандарты:

ГОСТ 2.124-85. Единая система конструкторской
документации. Порядок применения покупных изделий.

ГОСТ 15.311-90. Система разработки и постановки продукции
на производство. Постановка на производство продукции по технической
документации иностранных фирм.

ГОСТ Р 15.000-94. Система разработки и постановки
продукции на производство. Основные положения.

ГОСТ Р 15.011-96. Система разработки и постановки
продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок
проведения.

ГОСТ Р ИСО 9001-96. Системы качества. Модель обеспечения
качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

3. Определения

3.1. В настоящем стандарте использованы термины с
соответствующими определениями по [1], а также приведенные ниже:

3.1.1. Народнохозяйственная продукция: продукция,
разрабатываемая и изготовляемая для удовлетворения потребностей народного
хозяйства, населения и экспорта.

3.1.2. Продукция производственно-технического назначения:
продукция, предназначенная для использования в качестве средств промышленного и
сельскохозяйственного производства.

3.1.3. Обязательные требования: требования,
устанавливаемые государственными стандартами и другими нормативными документами
на основе законодательства Российской Федерации для обеспечения безопасности
продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества,
технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции,
единства методов контроля и единства маркировки, а также иные обязательные
требования, установленные законодательством Российской Федерации.

3.1.4. Конкурсная основа: принцип распределения заказов на
разработку (производство) продукции, заключающийся в использовании
состязательного отбора по результатам торгов (конкурсов).

3.1.5. Модель организации работ: по ГОСТ Р 15.000.

3.1.6. Модуль организации работ: по ГОСТ Р 15.000.

3.1.7. Органы государственного надзора: органы федеральной
исполнительной власти, осуществляющие надзор за выполнением обязательных
требований.

4. Общие положения

4.1. Настоящий стандарт рассматривает следующие стадии и
виды работ жизненного цикла продукции, установленные ГОСТ Р 15.000:

— стадию “Разработка”, вид работ “Опытно-конструкторская
работа (ОКР) по разработке продукции”;

— часть стадии “Производство”, вид работ “Постановка на
производство”.

4.2. Отдельные виды работ по разработке и постановке
продукции на производство, характеризующиеся целевой направленностью,
организационной законченностью, определенным последовательным порядком
выполнения и планирования, наличием определенных исполнителей, объединяют в
модули организации работ, отвечающие требованиям ГОСТ Р 15.000 по составу и
содержанию.

4.3. В зависимости от наличия целевых программ развития
продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между
субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на
производство осуществляют по следующим моделям организации работ:

1 — создание продукции по государственному и муниципальным
заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации (далее — по госзаказу);

2 — создание продукции по заказу конкретного потребителя
(заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур);

3 — инициативные разработки продукции без конкретного
заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

Модель организации работ выбирают исходя из возможности
при их реализации обеспечивать необходимое качество продукции, выполнение
обязательных требований и конкурентоспособность продукции.

4.4. Госзаказы размещают на конкурсной основе, с учетом
данных о квалификации исполнителя, в соответствии с действующим порядком
организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

4.5. При создании продукции по госзаказу и заказу
конкретного потребителя заключают договор (контракт) на выполняемые работы,
оформленный в установленном порядке, и разрабатывают ТЗ на выполняемые работы.

В договоре и (или) ТЗ при необходимости указывают
нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения работ, и документы,
определяющие обязательные правила и требования к продукции.

При необходимости в договоре (контракте) указывают
комплекс модулей организации работ, обеспечивающих выполнение и подтверждение
обязательных требований, а также требований, установленных законами и
нормативными документами органов государственного надзора.

4.6. На основе исходных требований заказчика (при его
наличии) разработчик продукции проводит необходимые научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы, обращая особое внимание на
обеспечение следующих требований:

— безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (в том
числе их сохраняемости в процессе эксплуатации продукции);

— ресурсосбережения;

— установленных для условий использования продукции
значений показателей, определяющих ее технический уровень;

— устойчивости к внешним воздействиям;

— взаимозаменяемости и совместимости составных частей и
продукции в целом.

4.7. Решение о разработке продукции в инициативном порядке
принимают с учетом условий рынка сбыта.

4.8. Разработка и постановка продукции на производство в
общем случае предусматривает:

1) разработку ТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР);

2) проведение ОКР, включающей:

— разработку технической документации [конструкторской
(КД) и технологической (ТД)];

— изготовление опытных образцов;

— испытания опытных образцов;

— приемку результатов ОКР;

3) постановку на производство, включающую:

— подготовку производства;

— освоение производства:

изготовление установочной серии;

квалификационные испытания.

Этапы конкретной ОКР (составной части ОКР), а также
порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) и
договоре (контракте) на ее выполнение.

4.9. На всех этапах ОКР (составной части ОКР) и при
постановке продукции на производство исполнители обеспечивают выполнение обязательных
требований.

Достигнутые показатели, соответствие их требованиям ТЗ на
ОКР (составную часть ОКР) оценивают при приемке этапов и отражают в протоколах
(актах) испытаний опытных образцов продукции и актах приемки этапов ОКР и ОКР в
целом.

4.10. Взаимоотношения разработчика (изготовителя) с
органами государственного надзора определяет действующее законодательство.

4.11. В органы государственного надзора в соответствии с
их правилами представляют документы подтверждения соответствия обязательным
требованиям.

Состав указанных документов устанавливает соответствующий
орган государственного надзора.

4.12. Продукты интеллектуального труда, полученные в
процессе создания и постановки продукции на производство и являющиеся объектами
охраны интеллектуальной собственности, используют в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

5. Разработка технического задания на ОКР

5.1. Основанием для выполнения ОКР является ТЗ,
утвержденное заказчиком, и договор (контракт) с ним. В качестве ТЗ может быть
использован иной документ, содержащий необходимые и достаточные требования для
разработки продукции и взаимопризнаваемый заказчиком и разработчиком.

Требования по анализу договора (контракта) приведены в 4.3
ГОСТ Р ИСО 9001.

В случае инициативной разработки продукции основанием для
выполнения ОКР является утвержденное руководством предприятия-разработчика ТЗ
(или заменяющий его документ), базирующееся на результатах исследования рынка
продукции, а также патентных исследований по ГОСТ Р 15.011.

При разработке ТЗ разработчик учитывает информацию об
аналогичной продукции, содержащуюся в базах данных (общероссийской и
региональных), созданных в Госстандарте России на основе каталожных листов
продукции.

5.2. В ТЗ рекомендуется указывать технико-экономические
требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и
эффективность применения, перечень документов, требующих совместное
рассмотрение, порядок сдачи и приемки результатов разработки.

В ТЗ предусматривают реализацию всех обязательных
требований, распространяющихся на данную продукцию.

В ТЗ указывают предусмотренную законодательством форму
подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.

В ТЗ рекомендуется предусматривать учет интересов всех
возможных потребителей.

Конкретное содержание ТЗ определяют заказчик и
разработчик, а при инициативной разработке — разработчик.

Не допускается включать в ТЗ требования, которые
противоречат законам Российской Федерации и обязательным требованиям.

5.3. В ТЗ рекомендуется предусматривать следующие положения:

— прогноз развития требований на данную продукцию на
предполагаемый период ее выпуска;

— рекомендуемые этапы модернизации продукции с учетом
прогноза развития требований;

— соответствие требованиям стран предполагаемого экспорта
с учетом прогноза развития этих требований;

— характеристики ремонтопригодности;

— возможность замены запасных частей без применения
промышленной технологии;

— доступность и безопасность эффективного использования
продукции инвалидами и гражданами пожилого возраста (для соответствующей
продукции, предусмотренной законодательством Российской Федерации).

5.4. ТЗ разрабатывают и утверждают в порядке,
установленном заказчиком и разработчиком.

К разработке ТЗ могут привлекаться другие заинтересованные
организации (предприятия): изготовитель, торговая (посредническая) организация,
страховая организация, организация-проектировщик, монтажная организация и др.

5.5. Для подтверждения отдельных требований к продукции, в
том числе требований безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, а также
оценки технического уровня продукции, ТЗ может быть направлено разработчиком
или заказчиком на экспертизу (заключение) в сторонние организации. Решение по
полученным заключениям принимают разработчик и заказчик до утверждения ТЗ.

5.6. На любом этапе разработки продукции при согласии
заказчика и разработчика в ТЗ или документ, его заменяющий, могут быть внесены
изменения и дополнения, не нарушающие условия выполнения обязательных
требований.

6. Разработка документации, изготовлениеи испытания опытных образцов продукции

6.1. Разработку конструкторской и технологической, а при
необходимости программной документации на продукцию проводят по правилам,
установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской
документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и
Единой системы программной документации (ЕСПД).

Общие требования по управлению проектированием — по 4.4
ГОСТ Р ИСО 9001.

Правила разработки технической документации на материалы и
вещества устанавливает разработчик с учетом действующих государственных
стандартов, специфики продукции и организации ее производства.

6.2. В процессе разработки документации по выбору и
проверке новых технических решений, обеспечивающих достижение основных
потребительских свойств продукции, могут быть проведены лабораторные
исследовательские, стендовые и другие испытания, а также доводочные испытания
экспериментальных и опытных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные
условия эксплуатации (потребления), при этом учитывают патентно-правовые
аспекты хозяйственного использования этих технических решений.

Для отдельных видов продукции или ее составных частей
испытания опытных образцов могут быть проведены в условиях эксплуатации (в том
числе на предприятиях — потребителях продукции).

Объем и содержание испытаний, необходимых для
предотвращения постановки на производство неотработанной, не соответствующей ТЗ
продукции, определяет разработчик с учетом новизны, сложности, особенностей
производства и применения продукции, требований заказчика. При этом обязательно
должны быть проведены испытания на соответствие всем обязательным требованиям.

Необходимость разработки, изготовления и испытания макетов
(моделей), экспериментальных и опытных образцов продукции, их перечень и
количество определяют в ТЗ и договоре (контракте) на ОКР (составную

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3