Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






 

Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 1 февраля 2001 г. N 47-ст

 

Дата введения -

1 января 2002 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА

 

ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ

И
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

 

MOTOR
VEHICLES AND THEIR TRAILERS.

SAFETY
REQUIREMENTS FOR TECHNICAL CONDITIONS

AND
METHODS OF INSPECTION

 

ГОСТ
Р 51709-2001

 

Предисловие

 

1. Разработан Государственным научно - исследовательским
институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно - исследовательским
центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно -
исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД
России).

Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 315
"Эксплуатация автотранспортных средств" и ТК 278 "Безопасность
дорожного движения".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России
от 1 февраля 2001 г. N 47-ст.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили,
автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные
средства), эксплуатируемые на автомобильных дорогах.

Стандарт устанавливает:

- требования безопасности к техническому состоянию
автотранспортных средств (АТС);

- предельно допустимые значения параметров технического состояния
АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.

Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость
которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные
АТС.

Требования 4.1.1 - 4.1.7, 4.1.13, 4.1.19, 4.1.21 не
распространяются на тяжеловозы.

Стандарт должен применяться при проверках технического состояния
эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на
обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей,
сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные
требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в
конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были
внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения,
проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.

Основные термины, используемые в стандарте, и их определения
приведены в разделе 3.

Классификация АТС по категориям приведена в Приложении А.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы
измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах
автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности;

ГОСТ Р 17.2.2.06-99. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы
измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах
газобаллонных автомобилей;

ГОСТ 5727-88. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие
технические условия;

ГОСТ 8769-75. Приборы внешние световые автомобилей, автобусов,
троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение,
цвет, углы видимости;

ГОСТ 9921-81. Манометры шинные ручного пользования. Общие
технические условия;

ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработавших
газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности;

ГОСТ 27902-88. Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и
сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств;

ГОСТ Р 50574-93. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и
оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи,
специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования;

ГОСТ Р 50577-93. Знаки государственные регистрационные
транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования;

ГОСТ Р 41.104-2002. Единообразные предписания, касающиеся
сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины
и грузоподъемности.

 

3. Определения

 

В настоящем стандарте использованы следующие термины с
соответствующими определениями:

3.1. Автопоезд: транспортное средство, состоящее из тягача и
полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово - сцепным(и) устройством(ами).

3.2. Антиблокировочная тормозная система: тормозная система АТС с
автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания
колес транспортного средства в направлении их вращения.

    3.3. Время срабатывания тормозной системы: интервал времени от

начала торможения до момента
времени,  в  который  замедление  АТС

принимает   установившееся   значение  при  проверках 
в  дорожных

условиях (обозначено
тау   в приложении Б) <*>, либо до
момента, в

                        ср

который  тормозная 
сила  при  проверках 
на стендах или принимает

максимальное значение,  или происходит блокировка  колеса 
АТС  на

роликах   стенда.  
При   проверках   на 
стендах  измеряют  время

срабатывания по каждому из
колес АТС.

    --------------------------------

    <*> Не приводится.

 

    3.4. Время запаздывания тормозной системы: интервал времени от

начала  торможения 
до  момента  появления 
замедления  (тормозной

силы). Обозначено тау  в приложении Б.

                     с

    3.5. Время нарастания замедления: интервал времени монотонного

роста  замедления 
до  момента,  в 
который  замедление  принимает

установившееся значение.
Обозначено тау  в приложении Б.

                                       н

3.6. Вспомогательная тормозная система: тормозная система,
предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей
тормозной системы АТС.

3.7. Заднее защитное устройство: часть конструкции АТС категорий
N2, N3, O3 и O4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей
категорий M1 и N1 при наезде сзади.

3.8. Запасная тормозная система: тормозная система, предназначенная
для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

3.9. Исправное состояние АТС: состояние, соответствующее всем
требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому
состоянию АТС.

3.10. Изменение конструкции АТС: исключение предусмотренных или
установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов
оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.

3.11. Категория АТС: подразделение АТС в соответствии с классификацией,
принятой в Женевском соглашении [1] (см. Приложение А).

3.12. Класс зеркал заднего вида: вид зеркал, характеризуемых
одним из следующих сочетаний характеристик и функций: класс 1 - внутренние
зеркала заднего вида плоские или сферические; класс 2 - основные внешние
зеркала заднего вида сферические; класс 3 - основные внешние зеркала заднего
вида плоские или сферические (допускается меньший радиус кривизны; чем для
зеркал класса 2); класс 4 - широкоугольные внешние зеркала заднего вида сферические;
класс 5 - внешние зеркала бокового обзора сферические.

Класс зеркала указывается в маркировке на сертифицированных
зеркалах заднего вида римскими цифрами.

3.13. Колесные тормозные механизмы: устройства, предназначенные
для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между
вращающимися и неподвижными частями колеса.

3.14. Конец торможения: момент времени, в который исчезло
искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено
точкой К в приложении Б.

3.15. Контурная маркировка АТС: ряд полос из светоотражающего
материала, предназначенных для нанесения на АТС с целью указания его габаритов
(очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).

3.16. Коридор движения: часть опорной поверхности, правая и левая
границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная
проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.

3.17. Место крепления ремней безопасности: часть конструкции
кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к
которой крепится ремень безопасности.

3.18. Начало торможения: момент времени, в который тормозная
система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено
точкой Н в приложении Б.

3.19. Начальная скорость торможения - скорость АТС в начале
торможения.

3.20. Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес):
положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии
возмущающих воздействий.

3.21. Орган управления тормозной системы: совокупность устройств,
предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией,
поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.

3.22. Органолептическая проверка: проверка, выполняемая с помощью
органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств
измерений.

3.23. Ось отсчета: линия пересечения плоскостей, проходящих через
центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной
плоскости АТС и опорной поверхности.

3.24. Полное торможение: торможение, в результате которого АТС
останавливается.

3.25. Продольная центральная плоскость АТС: плоскость,
перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину
колеи АТС.

3.26. Разрешенная максимальная масса: максимальная масса
снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве
максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

3.27. Работоспособность АТС и его частей: состояние, при котором
значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную
работу, соответствуют требованиям нормативных документов.

3.28. Рабочая тормозная система: тормозная система,
предназначенная для снижения скорости АТС.

3.29. Светоотражающий маркировочный материал: поверхность или
устройство, от которых при наличии излучения в их направлении отражается
относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.

3.30. Снаряженное состояние АТС: состояние АТС без груза
(пассажиров) с заполненными емкостями систем питания, охлаждения и смазки, с
комплектом инструментов и принадлежностей (включая запасное колесо),
предусмотренных изготовителем АТС согласно эксплуатационной документации.

3.31. Составные части и предметы оборудования АТС: агрегаты, узлы
и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым
предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.

3.32. Стояночная тормозная система: тормозная система,
предназначенная для удержания АТС неподвижным.

3.33. Суммарный люфт в рулевом управлении: угол поворота рулевого
колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в
одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в
противоположную сторону.

3.34. Техническое состояние АТС: совокупность подверженных
изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными
документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по
назначению.

3.35. Торможение: процесс создания и изменения искусственного
сопротивления движению АТС.

3.36. Тормозная сила: реакция опорной поверхности на колеса АТС,
вызывающая торможение. Для оценки технического состояния тормозных систем
используют максимальные величины тормозных сил.

3.37. Тормозная система: совокупность частей АТС, предназначенных
для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

3.38. Тормозное управление: совокупность всех тормозных систем
АТС.

3.39. Тормозной привод: совокупность частей тормозного
управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к
тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

3.40. Тормозной путь: расстояние, пройденное АТС от начала до
конца торможения.

3.41. Удельная тормозная сила: отношение суммы тормозных сил на
колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для
тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).

    3.42. Установившееся замедление:  среднее значение 
замедления

за  время  торможения  тау    от момента окончания периода времени

                          уст

нарастания замедления  до 
конца  торможения.  Обозначено 
j     в

                                                            уст

приложении Б.

3.43. Устойчивость АТС при торможении: способность АТС двигаться
при торможениях в пределах коридора движения.

3.44. Фары типов R, HR: фары дальнего света.

3.45. Фары типов C, HC: фары ближнего света.

3.46. Фары типов CR, HCR: фары ближнего и дальнего света.

3.47. Фары типа B: фары противотуманные.

3.48. "Холодный" тормозной механизм: тормозной
механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного
барабана или тормозного диска, менее 100 °С.

3.49. Экстренное торможение: торможение с целью максимально
быстрого уменьшения скорости АТС.

3.50. Эффективность торможения: мера торможения, характеризующая
способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление
движению АТС.

 

4. Требования к техническому состоянию АТС

 

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5Перейти на стр.6Перейти на стр.7Перейти на стр.8Перейти на стр.9Перейти на стр.10