Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы менеджмента качества

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом
сертификации (ВНИИС)

ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 334-ст

3 Настоящий стандарт
представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9004—2000 «Системы менеджмента
качества. Рекомендации по улучшению деятельности»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 


Содержание

1 Область применения..............................……………………………………….         

2 Нормативные ссылки...............................………………………………………        

3 Определения.................................……………………………………………....        

4 Система менеджмента качества...................…………………………………...        

4.1 Менеджмент систем и процессов......…………………………….............

4.2
Документация............................………………………………….…….......

4.3 Использование
принципов менеджмента качества…………………........                      

5 Ответственность
руководства…………………………………...........................      

5.1 Общие рекомендации…………………………………….............................          

5.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон…………………......          

5.3 Политика в области качества………………..........................................…...          

5.4 Планирование
………………………..................................................…..….         

5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией
..........................….         

5.6 Анализ со стороны руководства ...........................................………………          

6 Менеджмент ресурсов
.....................................................……………………….      

6.1 Общие рекомендации
..................................................……………………..          

6.2 Работники ..........................................................……………………………..         

6.3 Инфраструктура.
........................................................……………………….          

6.4 Производственная
среда ................................................……………………. 

6.5 Информация
.........................................................……………………………..

6.6 Поставщики и
партнеры ................................................….…………………..

6.7 Природные
ресурсы......................................................………………………..

6.8 Финансовые ресурсы
...................................................………………………..

7 Процессы жизненного цикла продукции
......................................………………..

7.1 Общие рекомендации
.................................................…….…………………..

7.2 Процессы, связанные с заинтересованными сторонами
...........................…..

7.3 Проектирование и разработка
..............................................…………………..

7.4 Закупки
..............................................................………………………………..

7.5 Операции по производству и обслуживанию
.................................…………..

7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений.
.......................…..

8 Измерение, анализ и улучшение
............................................…..…………………..

8.1 Общие рекомендации .....................................................……………………...

8.2 Измерение и мониторинг.
.................................................……………………..

8.3 Управление несоответствиями
..............................................……..…………..

8.4 Анализ данных.
........................................................………..…………………..

8.5 Улучшение.
.........................................................……………………………....

Приложение А Рекомендации по самооценке
......................................…………….

Приложение Б Процесс постоянного улучшения
....................................…………..

Приложение В Библиография
...............................................……..………………….

 


Введение[1]

Общие положения

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое
решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы
менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные
цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации.
Настоящий стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако
он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или
единообразия документации.

Цели организации:

— определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих
потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации,
поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной
борьбе и осуществление этого результативно и эффективно;

— достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей
организации в целом,

Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает
непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков.
Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для
организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения,
касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:

— лояльность потребителей;

— повторные деловые контакты и обращения;

— результаты работы, такие как доход и доля на рынке;

— гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;

— затраты и количество циклов посредством результативного и
эффективного использования ресурсов;

— выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты
достигаются наилучшим образом;

— получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей
организации;

— понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач
организации, а также участия в постоянном улучшении;

— уверенность заинтересованных сторон в результативности и
эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в
результате деятельности организации, а также репутацией;

— способность создавать ценность как для организации, так и для ее
поставщиков посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости
и быстроты совместной реакции на изменения рынка.

Процессный подход

Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода»
при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы
менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных
сторон путем выполнения их требований.

Для результативного и эффективного функционирования организация
должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных
видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью
преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход
одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их
идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться
«процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности
управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их
системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход
подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований,

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной
ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном
измерении.

Приведенная на рисунке 1 модель системы
менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи
между процессами, представленными в разделах 4—8. Эта модель показывает, что заинтересованные
стороны играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности
заинтересованных сторон требует оценки информации о восприятии
заинтересованными сторонами выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1
модель не детализирует процессы.



 

              Условные
обозначения:

              Деятельность, добавляющая ценность

              Поток информации

Рисунок 1 — Модель системы менеджмента качества, основанной на
процессном подходе

Связь с ГОСТ Р ИСО 9001—2001

ГОСТ Р ИСО 9001—2001 и ГОСТ Р ИСО 9004—2001 были разработаны как
согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения
друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у
стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в
целях создания условий для их использования как согласованной пары.

ГОСТ Р ИСО 9001—2001 устанавливает требования к системе менеджмента
качества, которые могут использоваться для внутреннего применения
организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на
результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ГОСТ Р ИСО 9004—2001 содержит рекомендации по более широкому
спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001—2001, особенно
по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и
результативности. ГОСТ Р ИСО 9004—2001 рекомендуется для организаций, высшее
руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает
выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Однако он не предназначен для
целей сертификации или заключения контрактов.

Для большего удобства пользователей основное содержание требований
ГОСТ Р ИСО 9001—2001 помешено в рамки в соответствующие разделы настоящего
стандарта.

Информация, обозначенная как «Примечание», является рекомендацией
по пониманию или разъяснению.

Совместимость с другими системами менеджмента

Настоящий стандарт не содержит конкретных рекомендаций в отношении
других систем менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды,
менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или
менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или
интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с соответствующими
системами менеджмента. Организация может адаптировать действующую систему(ы)
менеджмента для создания системы менеджмента качества в соответствии с
рекомендациями настоящего стандарта.




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы менеджмента качества

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Quality management systems.
Guidelines for performance improvements

Дата введения 2001—08—31

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки
требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение
результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно,
и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р
ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество
продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных
сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким
образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть
распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на
достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности
потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации.
Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и
регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р
ИСО 9001.

2 Нормативные ссылки[2]

В настоящем стандарте использо

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5Перейти на стр.6Перейти на стр.7Перейти на стр.8Перейти на стр.9Перейти на стр.10Перейти на стр.11Перейти на стр.12Перейти на стр.13