Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

Системы менеджмента качества

ТРЕБОВАНИЯ

ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва




Предисловие

1
РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации
(ВНИИС)

ВНЕСЕН
Управлением сертификации Госстандарта России

2
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 августа
2001 г. № 333-ст

3
Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001—2000
“Системы менеджмента качества. Требования”

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 


Содержание

1 Область
применения.....................................................……………………………….…….


1.1 Общие
положения ...................................……………….......…………………….........

1.2
Применение....................................................……………………………………..…....


2
Нормативные ссылки
...................................………………….......……………………........

3
Определения.
..............................................………………..…………………………...........

4 Система
менеджмента качества.................……………..........……………………...............

4.1 Общие
требования ...............................………………........……………………...........

4.2
Требования к документации
.........................………….....……………………............

5
Ответственность руководства
..................................……………………………..…............

5.1
Обязательства руководства
...................................…………..……………………........

5.2
Ориентация на потребителя
................................…………..…………………….........

5.3 Политика
в области качества ................................……………………………….........

5.4
Планирование
...................................................………………………………………....

5.5
Ответственность, полномочия и обмен информацией. ..........……………………......

5.6
Анализ со стороны руководства.
.............……….....................……………………......

6
Менеджмент
ресурсов...............................…………………................……………………...

6.1
Обеспечение ресурсами
....................…………….....................……………………......

6.2 Человеческие
ресурсы. ............................……………................……………………....

6.3
Инфраструктура
........................................……………….............……………………..

6.4
Производственная
среда.....................................…………….......……………………...

7 Процессы
жизненного цикла продукции. ................................………………………….....

7.1
Планирование процессов жизненного цикла продукции. ....……………………........

7.2 Процессы,
связанные с потребителями. ........................…....…………………….........

7.3
Проектирование и разработка.
....................................……………………………........

7.4
Закупки ..................................................………………………...…………………….....

7.5
Производство и обслуживание.
.........................………...........……………………......

7.6
Управление устройствами для мониторинга и измерений ...………………………....

8
Измерение, анализ и улучшение
.....................…………...........…………………...…..…....

8.1 Общие
положения........................................…………………………………...….....…..

8.2
Мониторинг и измерение .................................……………………………….….....…..

8.3
Управление несоответствующей продукцией. .................…………………...…........

8.4 Анализ
данных ............................…………………............…………………...….........

8.5
Улучшение
...........................................……………………………………….........…...

Приложение А Соответствие ГОСТ Р ИСО
9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-98. …...

Приложение Б Соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-96
и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ......….

Приложение
В Библиография .......................……………………..........………….............


Введение*

Общие
положения

Для
создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение
организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации
влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция,
применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не
предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или
документации.

Требования
к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются
дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная
как “Примечание”, является методическим указанием по пониманию или разъяснению
соответствующего требования.

Настоящий
стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы
по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования
потребителей, регламентов и собственные требования.

При
разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества,
установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Процессный
подход

Настоящий
стандарт направлен на применение “процессного подхода” при разработке,
внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью
повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Для
успешного функционирования организация должна определить и осуществлять
менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность,
использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы,
может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует
непосредственно вход следующего.

Применение
в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а
также менеджмент процессов могут считаться “процессным подходом”.

Преимущество
процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает
на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и
взаимодействии.

При
применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания
и выполнения требований;

б)
необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в)
достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г)
постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении! Приведенная
на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном
подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4—8.
Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении
входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации
о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1
модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя
их.

Примечание — Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл “Plan — Do — Check — Act”
(PDCA). Цикл PDCA
можно кратко описать так:

планирование (plan) —
разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в со­ответствии
с требованиями потребителей и политикой организации;

осуществление (do) — внедрите процессы;

проверка (check)    —   постоянно
контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с по­литикой, целями
и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;

действие (act)      —     предпринимайте действия по постоянному
улучшению показателей процессов.

 


 



                   Условные
обозначения:

                   Деятельность, добавляющая ценность

                   Поток информации

Рисунок 1
— Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Связь с
ГОСТ Р ИСО 9004-2001

ГОСТ Р ИСО
9001—2001 и ГОСТ Р ИСО 9004—2001 были разработаны как согласованная пара
стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их
можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные
области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий
для их использования как согласованной пары.

ГОСТ Р ИСО
9001—2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые
могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях
сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность
системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ГОСТ Р ИСО
9004—2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы
менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001—2001, особенно по постоянному
улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и
результативности. ГОСТ Р ИСО 9004—2001 рекомендуется как руководство для организаций,
высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности,
желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Однако он не
предназначен для целей, сертификации или заключения контрактов.

Совместимость
с другими системами  менеджмента

Настоящий
стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001—98 для улучшения совместимости этих двух
стандартов в интересах сообщества пользователей.

Настоящий
стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента,
таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального
здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он
позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему
менеджмента качества с другими  системами
менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать
действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества,
соответствующей требованиям настоящего стандарта.




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы
менеджмента качества

ТРЕБОВАНИЯ

Quality
management systems. Requirements

Датавведения
2001—08—31

1 Область применения

1.1 Общие
положения

Настоящий
стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях,
когда организация:

а) нуждается
в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям
потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит
своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного
применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение
соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Примечание — В настоящем стандарте термин “продукция” применим
только к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции.

1.2
Применение

Требования
настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида,
размера и поставляемой продукции.

Если
какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики
организации и ее продукции, допускается его исключение.

При
сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы,
если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не
влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей
требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

2
Нормативные ссылки[1]

В
настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО
9000—2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО
9004—2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

ГОСТ Р ИСО
10011-1—93[2]
Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка

ГОСТ Р ИСО
10011-2—932 Руководящие указания по проверке систем ка

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5Перейти на стр.6Перейти на стр.7