Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва




Предисловие

1
РАЗРАБОТАН Научно-техническим управлением Госстандарта России, Всероссийским
научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)

ВНЕСЕН
Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 апреля 2000 г. №
96-ст

3 Настоящий
стандарт представляет собой аутентичный текст Руководства ИСО/МЭК 65:1996
“Общие требования к органам по сертификации продукции”. По тексту стандарта
даны комментарии, поясняющие применение отдельных положений Руководства ИСО/МЭК
65 в Российской Федерации

4 ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ




Введение

Сертификация
продукции (термин, включающий процесс или услугу) представляет собой средство
обеспечения уверенности в том, что продукция соответствует требованиям,
установленным в стандартах и других нормативных документах. Некоторые системы
сертификации предусматривают первоначальные испытания продукции и оценку систем
качества поставщика*с последующим контролем, учитывающим
систему качества предприятия и испытания образцов продукции, отобранных на
предприятии и в торговле, другие основываются на первоначальных испытаниях и
испытаниях в ходе контроля, в то время как третьи предусматривают только
типовые испытания.

Настоящий
стандарт устанавливает требования, соблюдение которых обеспечивает гарантии
того, что органы по сертификации действуют в системах сертификации третьей стороной
последо­вательно и надежно, облегчая тем самым их принятие на национальной и
международной основе и содействуя таким образом развитию международной
торговли. Кроме того, требования, содержащиеся в настоящем стандарте, следует
рассматривать как общие критерии для организаций, действующих в системе
сертификации продукции. Эти требования могут быть расширены применительно к
конкретным промышленным или другим секторам или если во внимание должны
приниматься специальные требования, такие как охрана здоровья и безопасность**.

Доказательство
соответствия стандартам и другим нормативным документам выражается в виде сертификатов
и знаков соответствия. Системы сертификации отдельных видов и групп продукции
на соответствие требованиям стандартов или других нормативных документов во
многих случаях требуют документации, поясняющей их.

Несмотря
на то, что настоящий стандарт касается проведения сертификации продукции
третьей стороной, многие из его положений могут быть также полезны для методик
оценки соответствия продукции первой и второй сторонами.

На первый
взгляд разнообразие систем сертификации может показаться ненужным и даже может
привести в замешательство новичков в этой области и клиентов. В публикации
ИСО/МЭК “Сертификация и связанные с ней виды деятельности” содержится информация
основополагающего характера, которая поможет ответить на вопросы, касающиеся
практики оценки соответствия в рамках мирового сообщества.




Содержание

1 Область
применения ....................................................………………………………..

2
Нормативные ссылки
...................................................………………………………..

3 Определения.........................................................……………………………………....


4 Орган по
сертификации .......................................………………………………...........

4.1 Общие
положения....................................………………………………................

4.2
Организация ..........................................................
……………………………………

4.3
Операции
..........................................................……………………………………

4.4
Заключение субподрядных договоров .....................................…………………..


4.5
Система качества.
...................................................……………………………….

4.6 Условия и процедуры
предоставления, сохранения в силе, продления, приостановки и отмены
сертификации. ........................................….

4.7 Внутренние
проверки и анализ со стороны руководства .......................……….

4.8
Документация .........................................................
……………………………….

4.9
Зарегистрированные данные
............................................……………………….

4.10 Конфиденциальность.
...............................................…………………………...

5 Персонал
органа по сертификации .........................................……………………….

5.1 Общие
требования. ............................................…………………………….........

5.2
Требования к квалификации
........................................………………………......

6
Изменения требований, предъявляемых при сертификации.
.………........................

7
Апелляции, жалобы и разногласия
........................................………………………...

8 Заявка
на сертификацию.............................................………………………………......

8.1
Информация о процедуре
...................................……………………………...........

8.2
Подача заявки ...................................................………………………………….....

9
Подготовка к оценке
..............................................………………………………….......

10 Оценка
...........................................................…………………………………………...

11 Отчет
об оценке .......................................……………………………………................


12 Решение
о сертификации ........................………………………………........................

13
Инспекционный контроль. ......................………………………………........................

14
Применение лицензий, сертификатов и знаков соответствия.
.....……….................

15
Претензии к
поставщикам................................................……………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ А Нормативные
ссылки на международные публикации
и соответствующие им европейские публикации ……….............




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

General
requirements for bodies operating product certification systems

Дата введения
2000—07—07

1 Область
применения

1.1
Настоящий стандарт устанавливает общие требования, которым должна
соответствовать третья сторона, действующая в системе сертификации продукции,
если она хочет быть признана компетентной и надежной.

Применяемый
в настоящем стандарте термин “орган по сертификации” распространяется на любой
орган, который действует в системе сертификации продукции. Термин “продукция”
применяется в самом широком смысле и подразумевает также процессы и услуги.
Термин “стандарт” обозначает и другие нормативные документы, такие как
технические условия* и технические регламенты.

1.2 Схема
сертификации, используемая органом по сертификации** может включать в себя следующие виды действий, которые в
соответствии с Руководством ИСО/МЭК 53 могут быть совмещены с контролем за
производством или с оценкой и контролем за системой качества поставщика, или с
тем и другим:

испытания
типа или оценка типа;

испытания
или контроль образцов, отобранных в торговле или со склада поставщика, или
сочетание того и другого;

испытания
или контроль каждой единицы продукции или конкретной продукции независимо от
того, новая она или уже находится в эксплуатации;

испытания
или контроль партии продукции;

оценка
проекта.

Примечание — В Руководстве ИСО/МЭК 28 приведена модель системы
сертификации продукции третьей стороной.

2
Нормативные ссылки

ГОСТ Р ИСО
10011-1—93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка
ИСО 8402—94 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь

ГОСТ Р
ИСО/МЭК 17025—2000 Общие требования к компетентности испытательных и
калибровочных лабораторий

Руководство
ИСО/МЭК 2—96 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь
Руководство ИСО/МЭК 7—96 Руководящие указания по разработке стандартов,
предназначенных для оценки соответствия

Руководство
ИСО/МЭК 23—82 Методы указания о соответствии стандартам для систем сертификации
третьей стороной

Руководство ИСО/МЭК 27—83 Руководство по проведению
корректирующих мероприятий органом по сертификации в случае неправильного
применения к изданию знака соответствия или в случае, когда эксплуатация
изделий, имеющих знак соответствия, выданный органом по сертификации, связана с
опасностью для здоровья или имущественным риском

Руководство
ИСО/МЭК 28—82 Общие положения по созданию модели системы сертификации продукции
третьей стороной

Руководство
ИСО/МЭК 39—88 Общие требования к приемке инспекционных органов

Руководство
ИСО/МЭК 53—88 Подход к применению системы качества поставщика при сертификации
продукции третьей стороной

Руководство
ИСО/МЭК 62—96 Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию (регистрацию)
систем качества

3
Определения

В
настоящем стандарте используют соответствующие определения Руководства ИСО/МЭК
2 и международного стандарта ИСО 8402, а также следующее определение:

поставщик: Сторона, ответственная за
обеспечение того, что продукция соответствует и в случае ее применения
продолжает соответствовать требованиям, по которым проведена сертификация.

4 Орган по
сертификации

4.1 Общие положения

4.1.1
Политика и процедуры, в соответствии с которыми работает орган по сертификации,
а также управление ими должны осуществляться без дискриминации и на
равноправной основе. Применение процедур не должно затруднять доступ заявителей
к сертификации или препятствовать ему, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим стандартом.

4.1.2
Услуги органа по сертификации должны быть доступными всем заявителям,
деятельность которых подпадает под область деятельности органа*. Не допускаются неправомерные финансовые или другие
условия. Доступ к сертификации не должен зависеть от размера предприятия или
поставщика или его членства в какой-либо ассоциации или группе, а сертификация
не должна зависеть от количества уже выданных сертификатов.

4.1.3 Критерии
оценки продукции поставщика должны соответствовать критериям, установленным в
стандартах, указанных поставщиком**.
Требования к стандартам, применяемым для этой цели, содержатся в Руководстве
ИСО/МЭК 7.

Если в
отношении применения этих документов в конкретной системе сертификации
требуется объяснение, оно должно быть сформулировано соответствующими беспристрастными
комитетами или лицами, обладающими технической компетенцией, и опубликовано
органом по сертификации***.

4.1.4
Требования, оценку и решение в отношении сертификации орган по сертификации
должен ограничивать вопросами, которые относятся к конкретной рассматриваемой
при сертификации области.

4.2
Организация

Структура
органа по сертификации должна способствовать установлению доверия к его
деятельности. В частности, орган по сертификации должен:

а) быть
беспристрастным;

б) отвечать за свои решения относительно
предоставления, сохранения в силе, продления****, приостановки и отмены сертификации;

в) определить систему управления — комитет, группу
или лицо, которые несут полную ответственность за:

1) проведение испытаний, контроля, оценки и
сертификации, как это определено в настоящем стандарте;

2) формулировку политики, относящейся к деятельности
органа по сертификации;

3) решение в области сертификации;

4) надзор за осуществлением своей политики;

5) надзор за финансами органа по сертификации;

6) передачу полномочий комитетам* или
отдельным лицам для осуществления определенных видов деятельности от своего имени;

7) техническое обоснование предоставления
сертификации;

г) иметь документы, подтверждающие, что он имеет
правовой статус**;

д) иметь документально оформленную структуру,
которая гарантирует беспристрастность его действий, включая положения,
обеспечивающие при проведении сертификации беспристрастность всех сторон, в
значительной степени заинтересованных в развитии политики и принципов,
касающихся содержания и функционирования системы сертификации;

е) обеспечивать уверенность в том, что каждое
решение по сертификации принимает лицо (лица), которое (которые) не проводило
(проводили) оценку;

ж) иметь права и обязанности, связанные с его
деятельностью в области сертификации;

з) иметь соответствующие механизмы, обеспечивающие
выполнение обязательств, вытекающих из проводимых операций и/или его
деятельности;

и) быть стабильным в финансовом отношении и иметь
ресурсы, требуемые для деятельности в системе сертификации;

к) иметь (нанимать) достаточный по численности
персонал, образование, подготовка, технические знания и опыт которого позволяют
выполнять под руководством старшего ответственного работника функции в области
сертификации, связанные с видом, диапазоном и объемом выполняемых работ***;

л) иметь систему качества, обеспечивающую
уверенность в возможности органа действовать в данной системе сертификации
продукции;

м) иметь политику и

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4