Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Утвержден

Постановлением
Госстандарта РФ

от 21 февраля 1994 г. N
34

Дата введения 1 июля 1994
года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ГОСТ Р 50646-94

 

Предисловие

 

1. Разработан Техническим
комитетом по стандартизации ТК 342 "Услуги населению".

2. Внесен Управлением
стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России.

3. Утвержден и введен в
действие Постановлением Госстандарта России от 21.02.94 N 34.

4. Введен впервые.

 

Введение

 

Установленные в стандарте
термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий
данной области знания.

Для каждого понятия
установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые
скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах
по стандартизации.

Приведенные определения
можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая
значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем
определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий,
определенных в данном стандарте.

 

1. Область
применения

 

Настоящий стандарт
устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации,
сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению.

Термины, установленные
настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и
литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по
стандартизации и / или использующих результаты этих работ.

 

2. Общие
понятия

 

1. Услуга - результат
непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной
деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Примечание. По
функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на
материальные и социально-культурные.

 

2. Материальная услуга -
услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

Примечание. Материальная
услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских
свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также
перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к
материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и
изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного
питания, услуги транспорта и т.д.

 

3. Социально-культурная
услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и
поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя.

Примечание.
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья,
духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального
мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские
услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

 

4. Сфера обслуживания
населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих
услуги населению.

5. Обслуживание -
деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

6. Исполнитель -
предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.

7. Потребитель -
гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или
заказать услуги для личных нужд.

8. Предоставление услуги
- деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения
услуги.

Примечание.
Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечение
необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль,
испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания).

 

9. Технологический
процесс исполнения услуги - основная часть процесса предоставления услуги,
связанная с изменением состояния объекта услуги.

10. Заказ на услугу -
договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические,
экономические и технические отношения сторон.

11. Время обслуживания -
период времени, в течение которого потребитель взаимодействует с исполнителем
услуги.

12. Время исполнения
услуги - установленный норматив времени на исполнение услуги.

13. Правила обслуживания
- документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия
обслуживания.

14. Условия обслуживания
- совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе
обслуживания.

 

3. Понятия
в области стандартизации работ

 

15. Объект стандартизации
- услуга, производственный процесс оказания услуги, результат услуги,
подлежащие стандартизации.

16. Группа однородных
услуг - совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и / или
функциональным назначением.

17. Стандарт на услугу -
стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с
тем чтобы обеспечить соответствие ее назначению.

Примечание. Стандарт на
услугу может быть разработан в таких областях как химическая чистка, стирка
белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, банковское дело, торговля,
услуги транспорта, автосервиса и др.

 

18. Технический документ
на услугу - документ, устанавливающий технические, технологические,
конструктивные и другие характеристики услуги.

К техническим документам
относят технические условия, технологические регламенты (карты), технические
описания, инструкции, альбомы направляющей коллекции мод, чертежи, эскизы.

19. Технологический
регламент на услугу - документ, содержащий требования к технологическому
процессу исполнения услуги.

20. Техническое описание
на услугу - документ, разрабатываемый на услугу по изготовлению изделия по
индивидуальным заказам в соответствии с утвержденным образцом - моделью.

 

4. Понятия
в области сертификации услуг

 

21. Система сертификации
услуг - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления
для проведения сертификации соответствия услуг.

22. Система сертификации
группы однородных услуг - система сертификации, относящаяся к услугам, для
которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая
процедура.

23. Орган по сертификации
услуг - орган, проводящий сертификацию услуг.

24. Аккредитация органа
по сертификации услуг - процедура, посредством которой уполномоченный орган
официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять
конкретные работы.

25. Сертификация услуг -
деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах
требованиям.

26. Объект сертификации в
сфере услуг - услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги,
подлежащие сертификации.

27. Сертифицируемая
услуга - услуга, предусмотренная к сертификации.

28. Сертифицированная
услуга - услуга, прошедшая сертификацию.

29. Знак соответствия -
зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам,
установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие
маркированной им услуги установленным в стандартах требованиям.

 

5. Понятия
в области управления качеством услуг

 

30. Качество услуги -
совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять
установленные или предполагаемые потребности потребителя.

31. Качество обслуживания
- совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих
удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

32. Свойство услуги
(обслуживания) - объективная особенность услуги (обслуживания), которая
проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении).

33. Показатель качества
услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких
свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.

34. Уровень качества
услуги (обслуживания) - относительная характеристика качества услуги
(обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее
(его) качества с нормативными значениями этих показателей.

35. Контроль качества
услуги (обслуживания) - совокупность операций, включающая проведение измерений,
испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и
сравнения полученных результатов с установленными требованиями.

36. Система качества
услуг - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур,
процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством
услуг.

 

 

 




стр.1