Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






 

20 февраля 1995 года N 24-ФЗ



 



 

РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН

 

ОБ
ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Принят

Государственной Думой

25 января 1995 года

 

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

 

Глава
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие
при:

формировании и использовании информационных ресурсов на основе
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и
предоставления потребителю документированной информации;

создании и использовании информационных технологий и средств их
обеспечения;

защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных
процессах и информатизации.

2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений,
регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных
правах".

 

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе,
их определения

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация - организационный социально - экономический и
научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений
на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) - зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать;

информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска и распространения информации;

информационная система - организационно упорядоченная
совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в
том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих
информационные процессы;

информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах,
событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его
личность;

конфиденциальная информация - документированная информация,
доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской
Федерации;

средства обеспечения автоматизированных информационных систем и
их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые,
организационные средства (программы для электронных вычислительных машин;
средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы;
инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их
описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация),
используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и
обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий
полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и
пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в
пределах, установленных Законом;

пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к
информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации
и пользующийся ею.

 

Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования
информационных ресурсов и информатизации

 

1. Государственная политика в сфере формирования информационных
ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и
качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных
задач социального и экономического развития Российской Федерации.

2. Основными направлениями государственной политики в сфере
информатизации являются:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности
на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информационных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных информационных
систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином
информационном пространстве Российской Федерации;

создание условий для качественного и эффективного информационного
обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций и общественных объединений на основе
государственных информационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а
также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях
информатизации;

содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг,
информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

формирование и осуществление единой научно - технической и
промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового
уровня развития информационных технологий;

поддержка проектов и программ информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и
механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных процессов,
информатизации и защиты информации.

 

Глава
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов

 

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений
физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы
России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами,
устанавливающими:

порядок документирования информации;

право собственности на отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорию информации по уровню доступа к ней;

порядок правовой защиты информации.

 

Статья 5. Документирование информации

 

1. Документирование информации является обязательным условием
включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации
осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти,
ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их
массивов, безопасность Российской Федерации.

2. Документ, полученный из автоматизированной информационной
системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и
передаваемого с помощью автоматизированных информационных и
телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой
подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при
наличии в автоматизированной информационной системе программно - технических
средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного
режима их использования.

4. Исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

 

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и
объект права собственности

 

1. Информационные ресурсы могут быть государственными и
негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности
граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности
на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской
Федерации.

2. Физические и юридические лица являются собственниками тех
документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены
ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются
собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых,
накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом
способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у
физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к
государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения,
отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью
только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке
документированную информацию в органы государственной власти и организации, не
утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации,
содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном
порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами
независимо от их организационно - правовой формы и форм собственности, а также
гражданами на основании статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует
информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и
субъектов, представляющих эту информацию.

5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций,
включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства,
находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии
с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного
имущества.

6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами,
предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он имеет
право:

назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение
информационными ресурсами или оперативное управление ими;

устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила
обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

определять условия распоряжения документами при их копировании и
распространении.

8. Право собственности на средства обработки информации не
создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим
собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при
совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу.
Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае,
регулируются договором.

 

Статья 7. Государственные информационные ресурсы

 

1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
формируются в соответствии со сферами ведения как:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - информационные
ресурсы совместного ведения);

информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

2. Формирование государственных информационных ресурсов в
соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется
гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями и общественными объединениями.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные
ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в
соответствии с установленной компетенцией.

3. Деятельность органов государственной власти и организаций по
формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов
совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации
финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
по статье расходов "Информатика" ("Информационное
обеспечение").

4. Исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

 

Статья 8. Обязательное представление документированной информации
для формирования государственных информационных ресурсов

 

1. Граждане, органы государственной власти, органы местного
самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять
документированную информацию органам и организациям, ответственным за
формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Перечни представляемой в обязательном порядке документированной
информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку
федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство Российской
Федерации.

2. Порядок и условия обязательного представления
документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Порядок обязательного представления (получения) информации,
отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации
устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих
категориях информации.

3. При регистрации юридических лиц регистрационные органы
обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и
адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке
документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица
(положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых
юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с
адресами их представления не является основанием для отказа в регистрации.
Должностные лица регистрационных органов, виновные в нео

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3