Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






 

8 августа 2001 года
N 134-ФЗ 



 



 

РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН

 

О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

 

Принят

Государственной Думой

14 июля 2001 года

 

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N
132-ФЗ,

от 10.01.2003 N 17-ФЗ, от 01.10.2003 N 129-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации государственного контроля (надзора).

 

Глава
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области
защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
подведомственными им государственными учреждениями (далее - органы
государственного контроля (надзора)), уполномоченными на проведение
государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к мероприятиям по
контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов
государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению
информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора),
а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей по их инициативе.

3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к
отношениям, связанным с проведением:

налогового контроля;

валютного контроля;

бюджетного контроля;

банковского и страхового надзора, а также других видов
специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств
через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и
передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

государственного контроля (надзора) администрациями морских,
речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на
территориях указанных портов;

государственного контроля (надзора), осуществляемого в области
обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и
санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

(абзац
введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ)

таможенного контроля;

иммиграционного контроля;

лицензионного контроля;

контроля безопасности при использовании атомной энергии;

контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

(абзац
введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 132-ФЗ)

санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и
ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской
Федерации;

контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных
объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного
следствия, прокурорского надзора и правосудия;

государственного метрологического контроля (надзора).

4. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых
органами государственного контроля (надзора);

права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и
законных интересов;

обязанности органов государственного контроля (надзора) и их
должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

5. Если международным договором Российской Федерации
предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе

 

В целях настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:

государственный контроль (надзор) - проведение проверки
выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при
осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам,
услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами (далее также - обязательные требования);

мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц
органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки
выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных
требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз,
оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения
мероприятия по контролю;

саморегулируемая организация - некоммерческая организация,
созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного
осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой
организации.

 

Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

 

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального
предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные
требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного
контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и
принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными
лицами органов государственного контроля (надзора);

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю
компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю,
предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение
установленного срока;

учет мероприятий по контролю, проводимых органами
государственного контроля (надзора);

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц
органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения
мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми
актами;

признание в порядке, установленном федеральным законодательством,
недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов,
устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке,
если они не соответствуют федеральным законам;

устранение в полном объеме органами государственного контроля
(надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического
лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их
должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение
законодательства Российской Федерации;

недопустимость взимания органами государственного контроля
(надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за
проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов
органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний)
и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

недопустимость непосредственного получения органами
государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с
юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения
мероприятий по контролю.

 

Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в
области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)

 

Определение федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление
их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности
осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской
Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О
Правительстве Российской Федерации".

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области
защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора) в том числе относятся:

разработка и реализация единой государственной политики в области
защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора);

организация государственного контроля (надзора) на территории
Российской Федерации, проводимого федеральными органами исполнительной власти,
подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на
проведение государственного контроля (надзора);

координация деятельности органов государственного контроля
(надзора) в Российской Федерации в соответствующей сфере контроля;

обеспечение исполнения международных обязательств Российской
Федерации;

осуществление других полномочий, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.

 

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

 

Определение органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора),
установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка
деятельности осуществляются высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации).

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля (надзора) в том числе относятся:

реализация единой государственной политики и соблюдение
федерального законодательства в области защиты прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора) на территории субъекта Российской Федерации;

организация государственного контроля (надзора) на территории
субъекта Российской Федерации органами исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями,
уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

 

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области
защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)

 

Органы местного самоуправления могут наделяться законом
отдельными полномочиями в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

 

Глава
II. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

МЕРОПРИЯТИЙ
ПО КОНТРОЛЮ

 

Статья 7. Порядок проведения мероприятий по контролю

 

1. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений
(приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю
указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по
контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на
проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по
контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том
числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат
проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо
его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим
мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического
лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным
удостоверением.

2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем
должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о
проведении мероприятия по контролю.

3. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать
один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения
специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом
мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного
лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа
государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения
мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

4. В целях проверки выполнения юридическими лицами и
индивидуальными п

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3