![]() |
| ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ от 24 июня 1998 г. N 14 О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ПРОГРАММЕ МЕР ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Принципиальные вопросы организации работ по стандартизации, включая формирование и реализацию единой научно - технической политики в указанной области, определены в Законах Российской Федерации "О стандартизации", "О защите прав потребителей", в основополагающих стандартах государственной системы стандартизации (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92, ГОСТ Р 1.8-96), в Соглашении о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в основополагающих межгосударственных стандартах (ГОСТ 1.0-92, ГОСТ 1.2-97, ГОСТ 1.5-93). В указанных документах использованы основные положения Концепции системы стандартизации Российской Федерации, утвержденной Госстандартом России 31 марта 1992 г. Выявившиеся на практике тенденции и общий характер протекания процессов реформирования экономики РФ в настоящее время обусловливают необходимость развития и конкретизации указанной Концепции с учетом подготовки России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Эффективность стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах производственно - технических, торгово - экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в странах, вступивших в ВТО. Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, представил большое разнообразие форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, определяются конкретикой состояния и развития экономики, условиями и факторами ее функционирования, что нашло отражение в Концепции национальной системы стандартизации и Программе мер по ее реализации. Основными исходными предпосылками развития и совершенствования стандартизации в Российской Федерации в настоящее время являются следующие: - признание необходимости государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночный характер и высокий уровень самостоятельности хозяйствующих субъектов; - трансформация общей идеи интеграции экономики России с европейской и мировой экономиками в практические мероприятия по обеспечению вступления России в ВТО, налаживанию партнерских отношений с конкретными государствами, активизации участия России в деятельности ИСО, МЭК, CEN, CENELEC, ПАСК и других международных организаций по стандартизации; - сохранение приоритетности торгово - экономического, научно - технического и технологического партнерства в рамках СНГ; необходимость поэтапного снижения импортозависимости отечественного рынка товаров и услуг; опережающий характер интеграции в науке и технике по отношению к торгово - экономической интеграции, выявление областей науки и техники (открытые информационные системы, CALS-технологии и др.), где стандартизация также должна носить опережающий характер. 16 марта 1998 г. НТС Госстандарта России с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей и специалистов ведущих научных и производственных организаций и предприятий промышленности, институтов Российской Академии наук, высших учебных заведений, а также представителей общественных организаций потребителей одобрил Концепцию национальной системы стандартизации. Было признано, что положения Концепции должны использоваться при выполнении всего комплекса работ по стандартизации, включая: - установление приоритетных направлений и объектов стандартизации; - совершенствование законодательных основ, а также активизацию формирования необходимого технического законодательства; - оптимизацию состава и структуры фонда стандартов при разработке новых и актуализации действующих стандартов; - перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической и других видах эффективности стандартов; - реформирование системы управляющих и исполнительных органов по стандартизации; - внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и непосредственно в процедуры разработки стандартов. Рабочей группой, сформированной в соответствии с распоряжением Госстандарта России от 30.12.97 N 149, подготовлен проект Программы мер по практической реализации положений Концепции национальной системы стандартизации. Тематически и по срокам задания данной Программы полностью увязаны с Программой мер по выполнению в полном объеме требований Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам ВТО, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО 22 декабря 1997 г. Коллегия Госстандарта России постановляет: 1. Принять Концепцию национальной системы стандартизации и Программу мер по реализации Концепции национальной системы стандартизации. Использовать их при проведении практических работ по стандартизации и при разработке новой версии Федеральной инновационной целевой программы "Стандартизация и метрология на 2000 - 2002 годы и на период до 2007 года" (взамен ФЦП "Сертификация и метрология", срок действия которой заканчивается в 1999 г.). 2. Считать главной задачей управлений (отделов), НИИ и ЦСМ Госстандарта России привлечение субъектов хозяйственной деятельности к работам по государственной стандартизации и финансированию этих работ. Научно - техническому управлению (И.А. Коровкину), Управлению экономики (П.С. Пранову), ВНИИстандарт (С.А. Подлепе) и другим НИИ Госстандарта России подготовить предложения по изысканию возможных источников и объемов финансирования заданий Программы мер по реализации Концепции национальной системы стандартизации, предусмотренных на 1998 - 1999 гг.; 3. Начальникам управлений (отделов) и НИИ Госстандарта России предусмотреть в планах НИОКР на 1999 г. включение заданий, предусмотренных Программой мер по реализации Концепции национальной системы стандартизации. 4. Начальникам управлений Госстандарта России (В.М. Лахову, М.Л. Рахманову, В.К. Созинову) в 2-месячный срок подготовить предложения по уточнению концептуальных положений по проблемам обеспечения единства измерений, сертификации продукции и услуг, государственного надзора, а также планов реализации соответствующих концепций с учетом взаимосвязи с Программой мер по реализации Концепции национальной системы стандартизации. 5. Научно - техническому управлению (И.А. Коровкину), ВНИИстандарт (С.А. Подлепе), редакции журнала "Стандарты и качество" (Н.Г. Томсон) опубликовать Концепцию национальной системы стандартизации. 6. Систематически не реже одного раза в полугодие рассматривать вопросы реализации Концепции национальной системы стандартизации и состояние выполнения заданий Программы мер по ее реализации на заседаниях коллегии Госстандарта России и ежеквартально на оперативных совещаниях у председателя Госстандарта. 7. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя председателя Госстандарта России А.К. Джинчарадзе. стр.1 |