Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






Утверждено

Постановлением

Госгортехнадзора России

от 10 июля 2001 г. N 30

 

Разработано и внесено

Научно - техническим управлением

и ГУП НТЦ "Промышленная безопасность"

при участии отраслевых управлений

Госгортехнадзора России

 

Срок введения в действие 01.10.2001

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА
РИСКА

ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ

 

N РД 03-418-01

 

1. Область применения

 

1.1.
Настоящие "Методические указания по проведению анализа риска опасных
производственных объектов" (далее - Методические указания) устанавливают
методические принципы, термины и понятия анализа риска, общие требования к
процедуре и оформлению результатов, а также представляют основные методы
анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах.

1.2.
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями и в развитие
следующих документов:

-
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 30, ст. 3588);

-
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (принят
Государственной Думой 12 марта 1999 г.);

- РД
03-315-99. Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности
и перечне сведений, содержащихся в ней. Утверждено Постановлением
Госгортехнадзора России от 07.09.99 N 66. Зарегистрировано Минюстом РФ
07.10.99, регистрационный N 1926 (Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти от 25.10.99 N 43).

1.3.
Методические указания предназначены для специалистов организаций,
осуществляющих проектирование и эксплуатацию опасных производственных объектов,
экспертных и страховых организаций, разработчиков деклараций промышленной
безопасности и специалистов в области анализа риска.

 

2. Основные определения

 

В
целях настоящего документа применяются следующие определения:

2.1.
Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на
опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных
веществ (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" от 21.07.97).

2.2.
Анализ риска аварии - процесс идентификации опасностей и оценки риска аварии на
опасном производственном объекте для отдельных лиц или групп людей, имущества
или окружающей природной среды.

2.3.
Идентификация опасностей аварии - процесс выявления и признания, что опасности
аварии на опасном производственном объекте существуют, и определения их
характеристик.

2.4.
Опасность аварии - угроза, возможность причинения ущерба человеку, имуществу и
(или) окружающей среде вследствие аварии на опасном производственном объекте.
Опасности аварий на опасных производственных объектах связаны с возможностью
разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрывом и (или) выбросом
опасных веществ с последующим причинением ущерба человеку, имуществу и (или)
нанесением вреда окружающей природной среде.

2.5.
Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые,
токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для
окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от
21.07.97.

2.6.
Оценка риска аварии - процесс, используемый для определения вероятности (или
частоты) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварий для
здоровья человека, имущества и / или окружающей природной среды. Оценка риска
включает анализ вероятности (или частоты), анализ последствий и их сочетания.

2.7.
Приемлемый риск аварии - риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из
социально - экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является
приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество
готово пойти на этот риск.

2.8.
Риск аварии - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии
на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основными
количественными показателями риска аварии являются:

-
технический риск - вероятность отказа технических устройств с последствиями
определенного уровня (класса) за определенный период функционирования опасного
производственного объекта;

-
индивидуальный риск - частота поражения отдельного человека в результате
воздействия исследуемых факторов опасности аварий;

-
потенциальный территориальный риск (или потенциальный риск) - частота
реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории;

-
коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных
аварий за определенный период времени;

-
социальный риск, или F/N кривая - зависимость частоты возникновения событий F,
в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа
N. Характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) реализации опасностей;

-
ожидаемый ущерб - математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии
за определенный период времени.

2.9.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие
обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических
документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых
обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 Федерального закона "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

2.10.
Ущерб от аварии - потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере
жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, нанесенные в
результате аварии на опасном производственном объекте и исчисляемые в денежном
эквиваленте.

 

 

 

3. Общие положения

 

3.1.
Анализ риска аварий на опасных производственных объектах (далее - анализ риска)
является составной частью управления промышленной безопасностью. Анализ риска
заключается в систематическом использовании всей доступной информации для
идентификации опасностей и оценки риска возможных нежелательных событий.

3.2.
Результаты анализа риска используются при декларировании промышленной
безопасности опасных производственных объектов, экспертизе промышленной
безопасности, обосновании технических решений по обеспечению безопасности,
страховании, экономическом анализе безопасности по критериям "стоимость -
безопасность - выгода", оценке воздействия хозяйственной деятельности на
окружающую природную среду и при других процедурах, связанных с анализом
безопасности.

3.3.
Настоящие Методические указания являются основой для разработки методических
документов (отраслевых методических указаний, рекомендаций, руководств, методик
и т.п.) по проведению анализа риска на конкретных опасных производственных
объектах.

3.4.
Настоящие Методические указания не определяют необходимость, периодичность
проведения анализа риска, а также конкретные уровни и критерии приемлемого
риска. Конкретные требования к анализу риска, при необходимости, могут
уточняться нормативными документами, отражающими специфику опасных
производственных объектов.

3.5.
Основные задачи анализа риска аварий на опасных производственных объектах
заключаются в представлении лицам, принимающим решения:

-
объективной информации о состоянии промышленной безопасности объекта;

-
сведений о наиболее опасных, "слабых" местах с точки зрения
безопасности;

-
обоснованных рекомендаций по уменьшению риска.

 

4. Порядок проведения анализа риска

 

4.1.
Основные этапы анализа риска

4.1.1.
Процесс проведения анализа риска включает следующие основные этапы:

-
планирование и организация работ;

-
идентификация опасностей;

-
оценка риска;

-
разработка рекомендаций по уменьшению риска.

Содержание
и основные требования к каждому этапу анализа риска определены в п. п. 4.2 -
4.5.

4.1.2.
Каждый этап анализа риска следует оформлять в соответствии с требованиями п. 6.

4.2.
Планирование и организация работ

4.2.1.
На этапе планирования работ следует:

-
определить анализируемый опасный производственный объект и дать его общее
описание;

-
описать причины и проблемы, которые вызвали необходимость проведения анализа
риска;

-
подобрать группу исполнителей для проведения анализа риска;

-
определить и описать источники информации об опасном производственном объекте;

-
указать ограничения исходных данных, финансовых ресурсов и другие
обстоятельства, определяющие глубину, полноту и детальность проводимого анализа
риска;

-
четко определить цели и задачи проводимого анализа риска;

-
обосновать используемые методы анализа риска;

-
определить критерии приемлемого риска.

4.2.2.
Для обеспечения качества анализа риска следует использовать знание
закономерностей возникновения и развития аварий на опасных производственных
объектах. Если существуют результаты анализа риска для подобного опасного
производственного объекта или аналогичных технических устройств, применяемых на
опасном производственном объекте, то их можно применять в качестве исходной
информации. Однако при этом следует показать, что объекты и процессы подобны, а
имеющиеся отличия не будут вносить значительных изменений в результаты анализа.

4.2.3.
Цели и задачи анализа риска могут различаться и конкретизироваться на разных
этапах жизненного цикла опасного производственного цикла.

4.2.3.1.
На этапе размещения (обоснования инвестиций или проведении предпроектных работ)
или проектирования опасного производственного объекта целью анализа риска, как
правило, является:

-
выявление опасностей и априорная количественная оценка риска с учетом
воздействия поражающих факторов аварии на персонал, население, имущество и
окружающую природную среду;

-
обеспечение учета результатов при анализе приемлемости предложенных решений и
выборе оптимальных вариантов размещения опасного производственного объекта,
применяемых технических устройств, зданий и сооружений опасного
производственного объекта с учетом особенностей окружающей местности,
расположения иных объектов и экономической эффективности;

-
обеспечение информацией для разработки инструкций, технологического регламента
и планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на опасном
производственном объекте;

-
оценка альтернативных предложений по размещению опасного производственного
объекта или техническим решениям.

4.2.3.2.
На этапе ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) опасного
производственного объекта целью анализа риска может быть:

-
выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска,
полученных на предыдущих этапах функционирования опасного производственного
объекта;

-
проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной
безопасности;

-
разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию (выводу из
эксплуатации).

4.2.3.3.
На этапе эксплуатации или реконструкции опасного производственного объекта
целью анализа риска может быть:

-
проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной
безопасности;

-
уточнение информации об основных опасностях и рисках (в том числе при
декларировании промышленной безопасности);

-
разработка рекомендаций по организации деятельности надзорных органов;

-
совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию,
планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на опасном производственном
объекте;

-
оценка эффекта изменения в организационных структурах, приемах практической
работы и технического обслуживания в отношении совершенствования системы
управления промышленной безопасностью.

4.2.4.
При выборе методов анализа риска следует учитывать цели, задачи анализа,
сложность рассматриваемых объектов, наличие необходимых данных и квалификацию
привлекаемых для проведения анализа специалистов. Приоритетными в использовании
являются методические материалы, согласованные или утвержденные
Госгортехнадзором России или иными федеральными органами исполнительной власти.

4.2.5.
На этапе планирования выявляются управленческие решения, которые должны быть
приняты, а также требующиеся для этого исходные и выходные данные.

4.2.6.
Основным требованием к выбору или определению критерия приемлемого риска
является его обоснованность и определенность. При этом критерии приемлемого
риска могут задаваться нормативной документацией, определяться на этапе
планирования анализа риска и / или в процессе получения результатов анализа.
Критерии приемлемого риска следует определять исходя из совокупности условий,
включающих определенные требования безопасности и количественные показатели
опасности. Условие приемлемости риска может выражаться в виде условий
выполнения определенных требований безопасности, в том числе количественных
критериев.

Основой
для определения критериев приемлемого риска являются:

-
нормы и правила промышленной безопасности или иные документы по безопасности в
анализируемой области;

-
сведения о произошедших авариях, инцидентах и их последствиях;

-
опыт практической деятельности;

-
социально - экономическая выгода от эксплуатации опасного производственного
объекта.

4.3.
Идентификация опасностей

4.3.1.
Основные задачи этапа идентификации опасностей - выявление и четкое описание
всех источников опасностей и путей (сценариев) их реализации. Это ответственный
этап анализа, так как не выявленные на этом этапе опасности не подвергаются
дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения.

4.3.2.
При идентификации следует определить, какие

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5Перейти на стр.6