Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное
юридическая консультация правовая консультацияПолучите бесплатную юридическую консультацию по телефону | Форум о законах




goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2001 г. N 30

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО РАЗРАБОТКЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ОХРАНЫ ТРУДА

 

В
соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23
мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314) Министерство труда
и социального развития Российской Федерации постановляет:

1.
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке государственных
нормативных требований охраны труда.

2.
Признать утратившим силу Постановление Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129
"Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и
инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и
инструкций по охране труда".

 

Министр

труда и социального развития

Российской Федерации

А.ПОЧИНОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Минтруда России

от 6 апреля 2001 г. N 30

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ

ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

 

I. Общие положения

 

1.1.
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований
охраны труда (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
<*>, пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая
2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда" <**> в целях оказания помощи
заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых
актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

    --------------------------------

<*>
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702.

<**>
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314.

 

1.2.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая
2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда" система нормативных правовых актов,
содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из
межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда,
строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности,
правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и
строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов
безопасности труда.

 

II. Порядок разработки, согласования

с Минтрудом России,  утверждения (введения в действие)

правил и инструкций по безопасности, правил
устройства

и безопасной эксплуатации, строительных и
санитарных норм

и правил, гигиенических нормативов и
государственных

стандартов безопасности труда, сводов правил

по проектированию и строительству

 

2.1.
Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной
эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические
нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по
проектированию и строительству в части государственных нормативных требований
охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в
установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной
власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций.

Государственные
нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не
должны противоречить действующему законодательству.

2.2.
Правила по безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила
устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) разрабатываются (пересматриваются)
и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России.

Строительные
нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)
разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстроем
России.

Государственные
санитарно - эпидемиологические нормативы санитарные правила (СП), гигиенические
нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)
разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом
России.

Государственные
стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и
вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

2.3.
Проект акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда,
представляется для согласования в Минтруд России с сопроводительным письмом,
подписанным руководителем федерального органа исполнительной власти или его
заместителем. Предварительно он должен быть согласован с заинтересованными
подразделениями соответствующего федерального органа исполнительной власти и
завизирован руководителем юридической службы.

Разрабатываемые
федеральными органами исполнительной власти акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда, до представления в Минтруд России
предварительно направляются федеральными органами исполнительной власти для
согласования в соответствующие профсоюзные органы и при необходимости в
федеральные надзоры России.

2.4.
Представляемый на согласование в Минтруд России проект акта при необходимости
направляется руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России
для проведения экспертизы в подразделения Минтруда России или организации
(отдельным независимым экспертам). Полученные от них замечания и предложения по
представленному документу оформляются письмом, подписываемым руководителем
Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Согласование
представленного в Минтруд России проекта акта, содержащего государственные
нормативные требования охраны труда, оформляется визой Министра труда и
социального развития Российской Федерации или его заместителя, включающей
личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Допускается
согласование акта письмом, подписываемым Министром или его заместителем.

2.5.
Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда,
принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее чем
за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной
власти, их принявшим.

2.6.
При внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охране труда
и акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда межотраслевого
значения (межотраслевые правила и межотраслевые типовые инструкции по охране
труда), отраслевые акты, содержащие аналогичные государственные нормативные
требования охраны труда, корректируются или отменяются независимо от
установленного срока их действия.

2.7.
Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда,
согласованные федеральными органами исполнительной власти с Минтрудом России,
продляются, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по
согласованию с Минтрудом России.

2.8.
Порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда, определяется действующим
законодательством. Решение о направлении документа на регистрацию в Минюст
России принимается юридической службой федерального органа исполнительной
власти, его утвердившего, в установленном порядке.

2.9.
В целях формирования федерального банка данных и единой компьютерной
информационной системы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
разработку и принятие актов, содержащих государственные нормативные требования
охраны труда, ежегодно представляют в Минтруд России перспективные планы их
разработки и пересмотра, перечень актов, утвержденных в отчетном году, и, по
мере их утверждения, 3 экземпляра этих актов (в т.ч. 1 на магнитном носителе),
а также систематически информируют Минтруд России о внесенных в эти акты
изменениях.

2.10.
Федеральные органы исполнительной власти организуют издание актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечение ими в
установленном порядке заинтересованных организаций.

 

III. Порядок разработки и утверждения

межотраслевых и отраслевых правил по охране труда

 

3.1.
Межотраслевые правила по охране труда разрабатываются Минтрудом России в
соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Отраслевые
правила по охране труда разрабатываются соответствующими федеральными органами
исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих
Методических рекомендаций.

3.2.
В целях достижения организационно - методического единства при разработке
межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется следующий
порядок их разработки:

а)
составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены
действующих правил;

б)
разработка и утверждение технического задания на разработку правил;

в)
разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв
заинтересованным организациям;

г)
составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о
разногласиях по проекту правил;

д)
подготовка проекта окончательной редакции правил;

е)
согласование окончательной редакции правил с соответствующими профсоюзными
органами и, при необходимости, с федеральными надзорами России и федеральными
органами исполнительной власти;

ж)
утверждение и регистрация (учет) правил;

з)
организация издания (размножения) правил и информирование об их утверждении
заинтересованных организаций.

3.3.
Техническое задание на разработку межотраслевых правил по охране труда является
составной частью государственного контракта на проведение научно -
исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ,
оформляемого и утверждаемого в установленном порядке Минтрудом России.

Техническое
задание на разработку отраслевых правил по охране труда в соответствии с
формой, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям,
разрабатывается и утверждается соответствующим федеральным органом
исполнительной власти по согласованию с Департаментом условий и охраны труда
Минтруда России.

3.4.
Разработка проекта первой редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране
труда, рассылка его на отзыв заинтересованным организациям, составление сводки
отзывов и справки о разногласиях, формы которых предусмотрены приложениями N 2
- 3 к настоящим Методическим рекомендациям, подготовка окончательной редакции
правил осуществляется организацией - разработчиком правил. Справка о
разногласиях подписывается руководителем соответствующего структурного
подразделения федерального органа исполнительной власти - заказчика
межотраслевых или отраслевых правил по охране труда.

3.5.
Проект окончательной редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда
до его подписания проверяется на соответствие законодательству Российской
Федерации, а также правилам русского языка и визируется руководителем
юридической службы федерального органа исполнительной власти. Проект правил
направляется заказчиком правил для согласования в соответствующий профсоюзный
орган и, при необходимости, в федеральные надзоры России, другие федеральные
органы исполнительной власти. При необходимости устранения полученных замечаний
правила могут быть возвращены разработчику для внесения соответствующих
корректив. Сведения о проведенных согласованиях с данными органами указываются
в тексте преамбулы к правилам.

3.6.
Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министром труда и
социального развития Российской Федерации или его заместителем.

Отраслевые
правила по охране труда утверждаются руководителем федерального органа
исполнительной власти или его заместителем в установленном порядке.

3.7.
Действие отраслевых правил по охране труда может быть распространено на другую
отрасль по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
утвердившим указанные правила, и Минтрудом России. В этом случае руководитель
федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в использовании
правил, должен издать приказ (распоряжение) о распространении их действия на
соответствующую о

стр.1Перейти на стр.2Перейти на стр.3Перейти на стр.4Перейти на стр.5